О Едином дне голосования

kozochenko_1Козоченко Алексей Александрович
Руководитель Омского регионального отделения
Партии Возрождения России, политолог, юрист

Сегодня большой резонанс в общественно-политической среде вызывает понятие «Единый день голосования». Политологи, юристы и политики обсуждают данный термин, пытаются дать ему правовую и политическую характеристику. Так, общественный и политический деятель Алексей Леонидович Кудрин дал свое виденье единого дня голосования, охарактеризовав его как недостаточно продуманный с правовой точки зрения элемент.

Стоит напомнить, что основными идеологами введения единого дня голосования были депутаты от Единой России, дела которой, мягко говоря, находятся не в лучшем состоянии уже порядка полутора лет, что подтверждается социологическими опросами, проводимыми различными социологическими компаниями. Выбор даты для единого дня голосования стал ожидаемой реакцией партии власти – второе воскресенье сентября. Начало осени дачный сезон в разгаре, большая часть пенсионеров, являющихся протестным электоратам находится на даче и капается в грядках. Все это, в условиях абсентеизма (массовое уклонения избирателей от участия в выборах), ведет к без оговорочной победе партии власти. Как она достигает этой победы при низкой явки избирателей – это отдельный вопрос, ответ на который отчасти знает каждый из нас. Однако заметка господина Кудрина о недостаточной продуманности единого дня голосования с правовой точки зрения не выдерживает никакой критики. Алексей Леонидович говорит о том, что проведение единого дня голосования раз в год ведет к делегализации власти и анархиризации общества, так как выборный пост, в случае истечения сроков полномочия иди ухода лица его занимающего долгое время пустует. Однако ни Алексей Леонидович, ни его специалисты не оказали должного внимания действующему федеральному и региональному законодательству и муниципальным подзаконным актам. Статья 10 Федерального закона Российской Федерации № 67 от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает порядок назначения выборов. Пункт 3 ст. 10 указанного Федерального Закона гласит, что днем голосования в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября, в котором истекают полномочия указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, — день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных законом. Исключением является:

  1. Выборы, возникшие из-за досрочного прекращения полномочия органов или депутатов, в случае если досрочное прекращение работы органа или депутатов влечет за собой неправомочность органа власти. В этом случае выборы назначаются не позднее чем через 6 месяцев со дня досрочного прекращения работы органа.
  2. Выборы органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны провести не позднее чем через 6 месяцев со дня образования нового муниципалитета.

Подобные исключения устанавливаются федеральным законодательством. Стоит отметить, что одноименные региональные законы в данном вопросе делают, как правило, ссылку на федеральное законодательство. Однако разговоры о делегитимации и анархирезации власти из-за ведения единого дня голосования показывают некомпетентность или не глубину исследования вопроса. Столь долгий временной перерыв между сроком окончания деятельности органа власти и началом работы нового созыва органа власти оказывается и не такой долгий на самом деле. Так, депутаты Государственной Думы, а соответственно и сама Государственная Дума, продолжает или продолжают свою работу до момента избрания нового созыва. Пункт 2 ст. 3 Федерального Закона № 3 от 8 мая 1994 года провозглашает: «Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва…». Сроки полномочий Президента РФ устанавливаются пунктом 1 статьи 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации». региональное законодательство так же предусматривает подобные нормы права. Так, например, статья 3 Закона Омской области о статусе депутата Законодательного Собрания Омской области устанавливает, что полномочия депутата Законодательного Собрания Омской области заканчиваются во второе воскресенье марта года прекращения полномочий данного созыва. С этого числа до второго воскресенья сентября указанного года объявляются парламентские каникулы, в течение которых проходит процедура избрания нового регионального парламента. Уставы местного самоуправления так же предусматривают, что полномочия депутатов муниципальных советов заканчиваются либо со вступление в законную силу нового созыва или за 6 месяцев до дня голосования с объявлением парламентских каникул. С исполнительной власть все немного проще, здесь в случае ухода в отставку главы исполнительной власти, назначается временно исполняющий обязанности главы исполнительной власти.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что введение единого дня голосования никоем образом не ведет к делегитимации и анархизации власти. Следовательно мнения и выводы Алексея Леонидовича Кудрина и его коллег по Комитету гражданских инициатив являются поверхностными и непрофессиональными. Однако стоит согласиться лишь с тем, что день голосования – второе воскресенье сентября, — достаточно не удачная дата для развития политического процесса в России и повышения политико-правовой культуры граждан Российской Федерации.