Экспертиза ЖКХ

P1010236По приглашению партии «Возрождения России» я как эксперт и практик принял участие в заседании рабочей группы непарламентских партий в Государственной Думе по вопросу об общественном контроле в сфере ЖКХ. Стоит привести для полного понимания и текст внесенных поправок:

Вносится депутатами Государственной Думы: Е.Л. Николаевой, П.Р. Качкаевым.

ПРОЕКТ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 13; № 43, ст. 5084; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 48, ст. 5711; 2011, № 23, ст. 3263; № 30, ст. 4590) следующие изменения:

1) дополнить статьей 111 следующего содержания:

«111. Обеспечение защиты прав потребителей в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг

В целях защиты прав потребителей жилищных и коммунальных услуг граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей жилищных и коммунальных услуг (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных

объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей»;

2) часть 42 статьи 20 после слов «индивидуальных предпринимателей, юридических лиц», дополнить словами «общественных объединений потребителей жилищных и коммунальных услуг (их ассоциаций, союзов)»;

3) в статье 165:

а) часть 1 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) содействуют созданию и деятельности местных общественных объединений потребителей жилищных и коммунальных услуг (их ассоциаций, союзов) в целях содействия осуществлению государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля»;

б) часть 11 после слов «органов управления иного специализированного потребительского кооператива» дополнить словами «общественного объединения потребителей жилищных и коммунальных услуг (их ассоциаций, союзов)».

Президент

РоссийскойФедерации В.В. Путин

Поправки приняты в первом чтении

Итак, вот суть: на заседании непарламентских партий в Думе звучали предложения сделать государственную корпорацию, как решение всех проблем, потому что жалобы жителей на управляющую компанию часто угасают на уровне чиновника из-за аффилированности последнего с самой управляющей. Но, делая государственное или муниципальное предприятие, чиновник не будет ставить палки в колеса себе или другому чиновнику. Плюс сейчас в основном штрафуют или применяют другие санкции в основном в отношении частных управляющих по просьбе чиновников, и таким образом происходит выгораживание своих муниципальных структур, а если допустить что будут госкорпорации, то государство вынуждено будет штрафовать само себя.

Был поставлен вопрос о лицензировании, хотя непонятно какой орган будет ее выдавать, как правило, этим занимаются агентства при министерствах, в новом Министерстве по строительству и ЖКХ этого пока нет. И будет ли? Какая будет цена за лицензию?

Учитывая коррупционную составляющую нашего чиновничьего аппарата, это только вопрос очередного отбирания денег.

Говорили о том, что необходимо ввести стандарты на качество услуг и ввести ответственность за их не предоставление или некачественное предоставление, но чего городить огород есть Постановление Правительства № 354, есть № 491 в которых все уже прописано.

Многие партийцы высказывались о том, что неплохо бы составить рейтинги по управляющим компаниям, но в Московской области такие рейтинги есть и сведения подаются чиновниками, что, как показывает практика, не является объективным мнением.

Общественный контроль в ЖКХ, в котором видят панацею от всех бед, а именно, чтобы бабушки и пенсионеры ходили и что-то проверяли, вынося мозг управляющей организации, может превратиться в «народный бунт» или заглохнуть как очередная нерадивая инициатива сверху! Как может не специалист что-то посмотреть и выявить не очень понятно. Даже допуская то, что активисты от ЖКХ выявили недостатки, то что дальше делать? Их попросту пошлют куда подальше. И еще вопрос: куда им жаловаться? Опять замыкаемся на чиновниках.

Мне показалось, что многие представители непарламентских партий не шибко разбираются в системе ЖКХ. Звучала на встрече цифра в 4 триллиона рублей пришедшие в ЖКХ, но платежи состоят ведь и из тех денег, которые платятся водоканалу, теплосети, мосэнергосбыту- это не малые деньги, а львиная часть платежа. Плюс говорили о заморозке тарифов, чтобы управляющие компании не жирели постоянно повышая их. Опять нонсенс, тарифы повышают как раз вышеперечисленные поставщики воды, тепла и электричества, а сам тариф на техобслуживание, содержание и ремонт также спускается с тарифного комитета региона, управляющая компания просто так не может превысить все эти тарифы.

Вопрос по общественному контролю подымался уже нашим государством и даже прописан, где сказано, что в домах должен быть организован Совет дома состоящий как минимум из трех человек и они, взаимодействуя с управляющей компанией должны все контролировать и решать. С региона приходило указание об избрании таких советов в срок до 2013 года, но затея провалилась, ибо люди инертны и не хотят лишних движений.

Таким образом, подымая вопрос общественного контроля, государство в очередной раз уходит от проблем ЖКХ, переваливая ответственность на жителей, хотя функции контроля возложены на вполне здравствующий орган ГОСЖИЛИНСПЕКЦИЯ. Но толи объем обращений слишком велик и орган не справляется, толи просто есть желание при неудачах умыть руки и свалить на то, что мол сами же контролируете какой с нас спрос.

Ну и напоследок отрасль ЖКХ в советское время, так же как и сельское хозяйство было дотационным. А ситуация сейчас следующая: после развала Союза вместо того, чтобы отремонтировать жилой фонд и дать его людям в нормальном состоянии, была объявлена приватизация и люди никогда ничего не имевшие кинулись быстрее стать

собственниками, а теперь по прошествии времени государство им говорит: Все ребята, вы собственники и теперь все ремонты и все остальное за ваш счет, а мы не причем. И люди офигевшие от старых советских коммуникаций и устаревшего оборудования, которое не было отремонтировано при передаче в собственность (да еще со временем пришло вообще в печальное состояние), просто в тупике.

Общественным контролем тут не отделаешься! Надо инвестировать и инвестировать. Формировать рынок управления недвижимостью! Информировать население и просвещать!

Роман Родичев,
Руководитель Управляющей компании в Подмосковье

Запись опубликована в рубрике НОВОСТИ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.