Политический альянс патриотичных консерваторов
Народный фронт может рассматривать партию «Родина» в качестве основного политического партнера
Общероссийский народный фронт (ОНФ), вероятно, к очередным выборам более четко проявится в политическом поле – но в качестве не партии, а скорее партийного альянса. И главным партнером этой структуры может оказаться «Родина».
Как объяснили «НГ» источники, близкие к администрации президента, ОНФ уже сегодня готовится к будущим парламентским выборам. Которые, как известно, по нынешним законам проходят исключительно на партийной основе. И даже если выборы в нижнюю палату пройдут по примеру кампании Мосгордумы, то есть целиком по одномандатной системе, фронтовики постараются проявиться в полной мере с точки зрения идеологической близости к политическим партнерам.
ОНФ сегодня, утверждает глава Центра политической информации Алексей Мухин, готов идти во власть с площадки не только «Единой России», но и «Родины»: «Дальше тянуть с определением политической ориентации опасно. Бренд ОНФ должен иметь более определенные черты и стать более узнаваемым. Раскрутить его на последнем этапе избирательной кампании будет крайне сложно».
Руководитель аппарата Народного фронта Вячеслав Лысаков в беседе с «НГ» не подтвердил, но и не опроверг новую информацию о нынешних идеологических предпочтениях ОНФ. Однако подчеркнул, что руководство фронта с одинаковым пиететом относится ко всем структурам, входящим в него: «Мы их всех любим, со всеми дружим. У нас двери открыты для всех, кто эффективно работает над выполнением послания президента».
По мнению главы Института глобализации Михаила Делягина, возможное выдвижение «Родины» в ранг наиболее важного партнера Народного фронта может способствовать усилению позиций вице-премьера, основателя партии Дмитрия Рогозина. Который, по мнению заместителя гендиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, является самым ярким представителем консервативного тренда в правительстве: «В кабинете Медведева два консерватора – Рогозин и министр культуры Владимир Мединский». Бренд «Единой России», отмечает Делягин, становится все менее привлекательным, а национализм «Родины» может оказаться для электората хорошей приманкой.
С другой стороны, опора на «Родину» вызывает сомнения у эксперта: «Эта партия является запасным аэродромом для Рогозина. Он как бы говорит Кремлю: смотрите, если вы меня уволите из вице-премьеров, я снова стану партийным лидером и опять буду доставлять вам неудобства. Вполне возможно, что администрация рассматривает возможность забрать «Родину» под себя и сделать ее еще одной партией власти. Но это приведет к дестабилизации всей политической системы. Скорее всего речь идет о желании ОНФ куда-нибудь приткнуться, выбрать для себя новую стартовую площадку…»
Добавим, что «Родина» несет в массы и ярко выраженный антилиберальный посыл. На днях на своей странице в Facebook Дмитрий Рогозин опубликовал во многом программный пост «О либеральной кислятине и национальной воле». А председатель партии, депутат Госдумы Алексей Журавлев прокомментировал текст Рогозина следующим образом: «Гайдаровская секта под руководством своих западных кураторов сознательно построила в России «однополярную экономическую модель». Неолибералы предпочитают в России грустить, а радоваться – за бугром». Патриотам, пишет Журавлев, «необходимо создать мощный антилиберальный полюс в российской экономике. Вернуть в эту сферу политическую волю и развенчать наконец-то вредный миф о всевластии «невидимой руки рынка». В партии стартовал процесс формирования «национального экономического фронта» с целью защиты российских национальных интересов». Кстати, сегодня в Москве в рамках социально-патриотического клуба «Сталинград» должны состояться экспертные слушания на тему: «Экономический фронт: патриоты против неолибералов».
Впрочем, замечает Алексей Макаркин, не следует преувеличивать ценность «Родины» для Народного фронта: «Вопрос в том, какой у этой партии кадровый потенциал. Рогозин патронирует «Родину», но не входит в нее официально. Там есть депутат Журавлев, но чем он известен людям? Конфликтом с Адамом Делимхановым? И тем, что когда власть стала купировать этот конфликт, он согласился помириться с человеком, который его избил?»
И для Рогозина в случае переноса центра тяжести в ОНФ с ЕР на «Родину» создается сложная ситуация, считает Макаркин: «С одной стороны, он действительно стоит за этой партией, с другой – не пойдет против «Единой России», по крайней мере в ситуации, когда на это нет отмашки Кремля».
По информации «НГ», в Кремле всерьез рассматривается «московский» вариант проведения парламентской кампании 2016 года целиком по одномандатной схеме. Кстати, одновременно во власти обсуждается новая партийная реформа: повышение в десять раз порога регистрации политструктур – с нынешних 500 человек до 5 тыс.
Самое же главное в том, отмечает Макаркин, что ОНФ начинают готовить к президентским выборам 2018 года: «Причем готовят его скорее по более традиционному признаку. То есть подбирают представителей от рабочих, от рядовой России, от средних предпринимателей, от науки, от культуры… Поэтому если и будет в ОНФ какая-то роль у партии «Родина» – раз уж ей разрешили присоединиться к фронту, – она не будет ключевой. И конечно, полной замены ЕР на «Родину» не произойдет».
Александра Самарина, Независимая газета