К заседанию Совета непарламентских партий в ГД РФ.
Жилищно-коммунальное хозяйство в Российской Федерации является одной из наименее защищенной и наиболее уязвимой социально-экономической сферой, заполненной до краев произволом, беззаконием, обманом и страхом. Стоит отметить, что проблемы в жилищно-коммунальной сфере в нашей стране существовали с момента ее формирования. Однако наиболее остро они стали ощущаться после распада Советского Союза, когда новая форма государственности взяла курс на либерализацию всего и вся, в том числе и жилищно-коммунального хозяйства. Отказ государства от жилищно-коммунального сектора, делегирование прав и обязанностей по решению жилищно-коммунальных проблем органам муниципальной власти и непосредственно гражданам Российской Федерации – привели данный социально-экономический сектор к хаосу, к полному развалу и произволу. Если попытаться кратко описать современное состояние жилищно-коммунальной сферы, то можно сказать, что современное жилищно-коммунальное хозяйство – это свалка, в которой погрязло население и над которой летают стаи ворон, ищущие чем бы поживиться. Дальнейшее отсутствие реакции на проблемы, существующие в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации могут привести к различным последствиям, среди которых особого внимания заслуживают следующие:
- Криминализация жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
- Формирование полностью неуправляемого, стихийного псевдосектора;
- Полный развал жилищно-коммунального сектора;
- Постепенный развал существующей формы государственности, как следствие развала жилищно-коммунального сектора;
Можно скептически отнестись к данным возможным последствия дальнейшей либерализации жилищно-коммунального хозяйства, однако не стоит забывать о том, что жилищно-коммунальный сектор является сектором непосредственной жизни людей, от которого зависит жизнь и здоровье каждого россиянина, каждого человека. Сегодня ни для кого не является секретом тот факт, что уровень качества предоставления жилищно-коммунальных услуг катастрофически падает, а стоимость за эти услуги непрерывно растет. Сегодня в разных регионах Российской Федерации представители разных социально-экономических слоев населения отдают за оказанные низкосортные услуги в жилищно-коммунальном секторе от 25 до 75% своего месячного дохода. Весь хаос существующий на сегодняшний день в жилищно-коммунальном хозяйстве, к сожалению, не сможет искоренить ни одна норма права, ни один закон, ни один человек. Привести жилищно-коммунальную сферу в состояние стабильной, упорядоченной и узаконенной системы можно только совместными усилиями собственника (индивида), общественности и государства.
Первоначально необходимо решить три первоочередные проблемы, существующее на сегодняшний день в жилищно-коммунальном хозяйстве:
- Низкий уровень правовой культуры и правового знания населения в области жилищно-коммунального хозяйства;
- Отсутствие контроля за жилищно-коммунальным хозяйством со стороны государства;
- Отсутствие контроля за жилищно-коммунальным хозяйством со стороны общественности.
В идеале, необходимо вернуть жилищно-коммунальный сектор под полную и безоговорочную юрисдикцию государства. Однако мы понимаем, что при существующей форме государственности, при существующей системе рыночной экономики возврат жилищно-коммунального хозяйства под полную юрисдикцию государства невозможен. Именно поэтому важно найти решение перечисленных выше первоочередных проблем жилищно-коммунального сектора.
Начнем с третей проблемы – отсутствие общественного контроля за жилищно-коммунальным хозяйством. Сейчас по этому вопросу высказываются многие общественно-политические деятели, которые пытаются найти решения данной проблемы и даже вносят в Государственную Думу Российской Федерации соответствующие поправки. Главная цель всех предлагаемых на сегодняшний путей решения данной проблемы, всех вносимых поправок в действующее законодательство – это формирование общественных институтов с достаточно не понятным набором полномочий. При этом действующий Жилищный кодекс Российской Федерации уже предусмотрел один общественный институт, который мог бы активно контролировать деятельность коммунальных и управляющих организаций. Статья 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает такой общественный институт управления многоквартирным домом как Совет многоквартирного дома. Ясно, что закрепленные указанной нормой права полномочия Совета многоквартирного дома не дают ему полной властью над многоквартирным домом. На полномочия собрания собственников помещений ресурсоснабжающие и управляющие организации так же не обращают особого внимания. Действующий жилищный кодекс предусматривает общеобязательный характер решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в жилищном законодательстве нигде прямо не сказано, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме обязательно для исполнения ресурсоснабжающими и управляющими организациями. Жилищный кодекс РФ предусматривает многое, даже возможность отмены решения общего собрания собственников помещений через суд, кроме прямой обязанности ресурсоснабжающих и управляющих организаций подчиняться решению общего собрания собственников помещений.
Следовательно, мы считаем, что первоначально необходимо внеси в пункт 5 статьи 46 Жилищного кодекса РФ дополнения, дополнив имеющуюся норму права примерно следующим: «… а так же для управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, ресурсоснабжающих организаций, обеспечивающих многоквартирный дом коммунальными услугами, для третьих лиц, чьи интересы затронуты или могут быть затронутыми решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме».
Пункт 5 статьи 161.1 Жилищного кодекса РФ устанавливает права и обязанности Совета многоквартирного дома, а именно:
«Совет многоквартирного дома:
- Обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
- Выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;
- Представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;
- Представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;
- Осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;
- Представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе».
Как видно из данной нормы права, Совет многоквартирного дома наделен полномочиями по контролю за оказанием услуг и/или выполнению работ управляющими организациями, за качеством предоставляемых ресурсоснабжающими организациями коммунальных услуг. Следовательно, на уровне каждого дома, функцию общественного контроля должны выполнять Советы многоквартирных домов. При этом на уровне каждого муниципалитета или на уровне каждого региона должна быть создана ассоциация Советов многоквартирных домов (который должен найти свое место в структурах местного самоуправления — как его нижний уровень, включающая в свой состав все Советы многоквартирных домов. Это соответствует стратегии ПВР по реформе МСУ) . Создание союзов Советов многоквартирных домов так же должно быть прописано в Жилищном кодексе Российской Федерации. Среди полномочий Союзов Многоквартирных домов должны быть как контролирующие функции, так и совещательные, правоинициативные функции. Иными словами, союз Советов многоквартирных домов должен не только взять на себя обязанность по общему контролю в жилищно-коммунальной сфере, но и активно принимать участие в работе органов муниципальной и государственной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства как общественный совещательный орган, который так же имел бы право на уровне муниципалитета или на уровне региона выходить с законодательными предложениями в органы представительной муниципальной власти и в органы региональной законодательной власти. При этом, стоит отметить что деятельность ассоциаций Советов многоквартирных домов должна осуществляться в соответствии с действующий законодательством об общественных объединениях, в первую очередь, должностные лица ассоциация Советов многоквартирных домов должны быть выборными членами Ассоциации из состава членов Ассоциации.
Кроме общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере, обязательно должен быть и государственный контроль. В состав органа государственного контроля, на наш взгляд должны войти не только чиновники, но и представители общественного контроля – представители ассоциации Советов многоквартирных домов. Органы государственного и общественного контроля должны плотно взаимодействовать друг с другом. При этом, если органу общественного контроля даны права по непосредственному контролю в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по совещательным и законодательным инициативам в этой сфере, но при этом воздействовать на управляющие и ресурсоснабжающие организации в случае их нарушения закона орган общественного контроля может только через суд, то орган государственного контроля может быть наделен непосредственными функциями по воздействию на управляющие организации вплоть до проведения процесса ликвидации юридического лица. Так же органу государственного контроля необходимо дать полномочия по оценке качества
работы управляющих и ресурсоснабжающих организаций и дальнейшего принятия решения о продолжении данной организацией своей деятельности, либо о необходимость реорганизации предприятия, либо о его ликвидации. Принимать подобные решения орган государственного контроля должен совместно с органом общественного контроля, а решения принятые по итогам оценки должны быть обязательными для исполнения всеми сторонами.
Таким образом, только жесткая регламентация деятельности управляющих и ресурсоснабжающих организаций, совместный контроля государства и общественности в жилищно-коммунальном хозяйстве могут дать положительные результаты и хоть как-то упорядочить и узаконить тот хаос, который сейчас твориться в жилищно-коммунальной сфере.
Зам. Руководителя РО ПВР в Омске
Алексей Козоченко