В преддверии рассмотрения на заседании Мосгордумы (22 января 2014 года) в первоочередном порядке изменений в Закон города Москвы №38 «Избирательный кодекс города Москвы» и в Закон города Москвы№23 «О Московской городской избирательной Комиссии» по инициативе фракции КПРФ в Московской Думе в здании столичного Парламента состоялся Круглый стол, на который были приглашены представители всех общественно-политических сил столицы, чтобы обсудить ситуацию по выборам в Мосгордуму.
Круглый стол вызвал живой интерес у непарламентских политических партий, муниципальных депутатов, общественных активистов и представителей общественных организаций. В обсуждении приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, Московской городской Думы, Советов депутатов муниципальных образований, представители ЦИК РФ, Московской городской избирательной комиссии, Общественной палаты РФ, политических партий, общественных организаций, инициативных групп граждан.
В круглом столе от партии Возрождение России» принял участие член Президиума ЦС партии ПВР Бухаров Сергей.
Основная цель мероприятия заключалась в том, чтобы проанализировать причинно-следственную связь изменений избирательного законодательства города Москвы накануне выборов депутатов Московской городской Думы, а также высказать отношение политических партий к внесенному 14 января т.г. в первоочередном порядке фракцией «Единая Россия» на рассмотрение Думы проекта закона города Москвы «О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года № 38 «Избирательный кодекс города Москвы» и Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года № 23 «О Московской городской избирательной комиссии». А также с целью наметить общие задачи общественных сил Москвы в консолидации усилий по контролю за выборами, определению позиций по обеспечению честных выборов.
Была заслушана информация экспертов и аналитиков. Федеральным законом от 2 ноября 2013 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Московской городской Думе предоставлено право самостоятельно определять вид избирательной системы, применяемой на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти.
Понимая, что в современных условиях партия власти объективно не может рассчитывать на победу по партийным спискам, фракция «Единая Россия» внесла 14 января т.г. для рассмотрения в первоочередном порядке на заседании Московской городской Думы изменения в Избирательный кодекс города Москвы, которыми «вычистила» упоминая о выборах депутатов Думы по партспискам, увеличила количество одномандатных округов до 45, т.е. до 100%.
«Единая Россия» называет эти изменения свидетельством дальнейшей демократизации столичных выборов, утверждая, что это позволит «привлечь к региональной политической деятельности новых и эффективных лидеров местного общественного мнения, реальных представителей своих территорий».
Именно этот постулат партии «Единая Россия» участники круглого стола подвергли конструктивной критике. Обозначилось в процессе дискуссии консолидация позиции многих участников Круглого стола.
Депутат фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков проинформировал участников Круглого стола о стремлении властей Москвы вести агитационную кампанию своих кандидатов не совсем честными способами, а именно была озвучена следующая информация:
«Приходится констатировать, что выборы депутатов Московской городской Думы последние 20 лет в силу особенностей городского избирательного законодательства не позволяли обеспечить адекватный политическим предпочтениям избирателей состав городского парламента.
Об общественных советниках. В свете предстоящих выборов в Московскую городскую Думу неслучайным также представляется внесение 24 декабря 2013 года Правительством Москвы изменений в своё постановление от 12 октября 2010 года № 938-ПП «О мерах по совершенствованию работы управ районов города Москвы с населением», согласно которым управы заключают со старшими по домам и подъездам письменные соглашения, наделяют их статусом «общественный советник», вменяют им обязанность привлекать жителей к участию в выборах на стороне кандидата власти.
Среди обязательных пунктов соглашения значится «выявление и уничтожение самовольно размещенных рекламных и ИНЫХ материалов», то есть, тех самых газет, листовок с информацией о встречах с кандидатами от оппозиции, стикеров с датами грядущих митингов и пикетов и т.д. Справедливое возмущение вызывает пункт соглашения, вменяющий советнику «Привлечение жителей к участию в выборах на стороне кандидата власти». (После публичной критики в СМИ управы многих районов удалили эти слова из соглашений, заменив их в п. 2.1.3. на « и т.д.»). По сообщениям многих активистов, которым звонили представители управ районов с предложением стать «общественным советником», озвучивалась сумма денежного поощрения в 10 тыс. руб.
Использование бюджетных средств на «поощрение» деятельности «общественных советников» представляется весьма реальным, т.к. подобная система поощрений правительством Москвы была введена перед выборами Мэра Москвы в отношении депутатов Совета депутатов муниципальных образований в июле 2013 года. Источниками финансирования «общественников» могут быть резервные средства в бюджете города Москвы на 2014 год.»
Участниками Круглого стола (преимущественно муниципальными депутатами и активистами) были приведены и другие примеры не совсем честной подготовки к выборам со стороны власти, готовящей своих кандидатов.
Анализируя действия правительства Москвы по созданию в районах города Москвы наряду с действующими Советами депутатов параллельных Советов путем кооптации в них жителей районов и сотрудников подотчетных исполнительной власти организаций, следует признать принципиальную ошибочность действий органов исполнительной власти, пытающихся подменить принципы самоуправления на конкретных территориях, закрепленных Конституцией РФ, командными принципами, основанными на деятельности приближенных властью «общественных советников», объединенных в псевдосоветы. Показателен в этом отношении опыт района Марьино с населением в 240 тыс. жителей, где управой были отобраны 114 «общественных советников», из которых общественников наберется не более 30 человек, а остальные — это сотрудники ГУП ДЕЗ, других управляющих компаний, подрядных организаций, председателей ТСЖ. Это люди не только зависимы от управы, но еще и от своего бизнеса в районе. Участники Круглого стола категорически не согласны с внесенным 14 января т.г. фракцией «Единая Россия» в Московскую городскую Думу законопроекта о возврате к мажоритарной избирательной системе, которая уже в 1990-х годах показала свою неадекватность.
Следует отметить, что законодательство меняется уже далеко не первый раз. В 2011 году Европейский суд по правам человека в «деле Республиканской партии России», анализируя российское законодательство о политических партиях и выборах, отмечал, что «частые изменения избирательного законодательства могут, справедливо или ошибочно, быть восприняты как попытка манипулировать избирательным законодательством в пользу правящей партии». ЕСПЧ, ссылался в том числе на Венецианскую комиссию.
Участники Круглого стола в подавляющем большинстве высказались против уменьшения доли депутатов, избираемых по пропорциональной системе, выступают за сохранение прежней смешанной избирательной системы с соотношением мандатов 22:23, которое предусмотрено действующим Избирательным кодексом города Москвы, но со с отказом от методики распределения мандатов, искажающей пропорциональность.
Участники Круглого стола считают, что 45 депутатов крайне мало для представительного органа города, где проживает более 7 миллионов избирателей. По числу избирателей, приходящихся на одного депутата (более 160 тысяч), Москва держит рекорд не только среди субъектов РФ, но, пожалуй, и в мировом масштабе. Поэтому мы выступаем за увеличение числа депутатов в Московской городской Думе с учетом расширения территории Москвы. Партия «Возрождения России» принципиально поддерживает этот тезис.
Участники Круглого стола выразили принципиальную позицию против того, что Московская городская Дума преднамеренно затягивает утверждение географических границ одномандатных избирательных округов и требуют их утверждения в январе 2014 года; негативно относятся к тому, что согласно принятым 17 января т.г. во втором чтении изменениям в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (поправка первого заместителя руководителя фракции ЛДПР А. Диденко) срок установления границ избирательных округов может быть сокращен с 6 до 4-х месяцев. Затягивание нарезки округов также свидетельствует о неуверенности партии власти на предстоящих выборах в Московскую городскую Думу, желании создать своим кандидатам временное преимущество.
Участники Круглого стола предложили:
- Утвердить текст заявления «О недопустимости создания преимуществ партии власти на выборах депутатов Московской городской Думы шестого созыва» и предложить подписать его политическим партиям и общественным организациям, депутатам Советов депутатов муниципальных округов города Москвы (прилагается).
- Поручить депутатам фракции КПРФ в Московской городской Думе огласить текст утвержденного заявления на заседании Думы 22 января 2014 года.
- Предложить политическим партиям скоординировать свои усилия в целях противодействия на выборах депутатов в Московскую городскую Думу административному и медийному ресурсам партии власти в период агитации, а также в обеспечении честности в подсчете голосов в день голосования.
- Создать при фракции КПРФ в Московской городской Думе Рабочую группу по анализу расходования бюджетных средств территориальными органами исполнительной для привлечения жителей к участию в выборах на стороне кандидатов от власти.
Данную резолюции направить в Государственную Думу РФ, Советы депутатов муниципальных образований, ЦИК РФ, Мэру Москвы, Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы, Департамент финансов города Москвы, Московскую городскую избирательную комиссию, Общественную палату РФ, политическим партиям, в СМИ.
Партия «Возрождения России» в лице Бухарова С.В. одобрила базовый проект специального Заявления Круглого стола. Окончательный вариант Заявления будет сформирован и подписан 27 января 2014 года.
Партия «Возрождения Россия» приветствует активность гражданского общества Москвы сформировать Координационную платформу общественно-политических сил столицы с акцентом на практическое взаимодействие.
Были выдвинуты предложения по формированию коалиционной предвыборной программы.
З А Я В Л Е Н И Е (проект)
Политических партий, общественных объединений и депутатов Советов депутатов муниципальных округов города Москвы
«О недопустимости создания преимуществ партии власти на выборах депутатов Московской городской Думы шестого созыва».
21 января 2014 года
город Москва
Москва имеет давние демократические традиции. Московские избиратели на выборах неоднократно демонстрировали политический плюрализм, широту политических взглядов. Однако до сих пор выборы депутатов Московской городской Думы в силу особенностей городского избирательного законодательства не позволяли обеспечить в составе городского парламента адекватное представление политических предпочтений избирателей.
Избранная для формирования московского парламента в 1993, 1997 и 2001 годах мажоритарная избирательная система относительного большинства препятствовала попаданию в парламент представителей различных политических сил. Это привело к тому, что Московская городская Дума не смогла стать полноправным партнером и обеспечить контроль над исполнительной властью, так как не обладала полноценным представительством москвичей.
Применение смешанной несвязанной избирательной системы на выборах Московской городской Думы в 2005 и 2009 годах, завышенный заградительный барьер (в 2005 году 10% и в 2009 году 7%) привели к тому, что представительство получили в 2005 году лишь три партии и в 2009 году всего две партии. В результате партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», получив по официальным данным в 2005 году 47,3%, а в 2009 году 66,3% голосов, имела в Московской городской Думе 4-го созыва 80% мандатов, а в Думе 5-го созыва 91% мандатов.
Таким образом, по уровню представительности и плюрализма Московская городская Дума занимает одно из последних мест среди субъектов Российской Федерации, что было признано на заседании Государственного Совета в 2010 году Президентом РФ Д.А. Медведевым, который отметил, что две фракции, которые действуют в Московской городской Думе, не могут отражать все многообразие политических пристрастий москвичей.
Также необходимо отметить, что 45 депутатов — крайне мало для представительного органа города, где проживает более 7 миллионов избирателей. По числу избирателей, приходящихся на одного депутата (более 160 тысяч), Москва держит рекорд среди других субъектов Российской Федерации.
Мы категорически не согласны с внесённым фракцией партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»14 января т.г. в Московскую городскую Думу законопроектом о переходе к мажоритарной избирательной системе, которая уже в 1990-х годах показала свою неадекватность политическим предпочтениям избирателей нашего города.
Мы требует от Московской городской Думы, Московской городской избирательной комиссии и Правительства Москвы:
- введения смешанной и связанной мажоритарно-пропорциональной системы с равной пропорцией мандатов;
- отказа от действующей методики распределения мандатов, искажающей пропорциональность (система «Империале»);
- снижения заградительного барьера до 5% для политических партий при избрании депутатов Думы;
- утверждения и обнародования в месячный срок границ избирательных округов;
- недопущения в работе территориальных органов исполнительной власти привлечения жителей к участию в выборах на стороне власти.
Мы считаем, что нужно стремиться к совершенствованию избирательной системы в интересах избирателей, а не менять её в угоду тем, кто стремится сохраниться во власти.