Недовольство, постоянное социальное напряжение, социальные конфликты в массах относительно политического контроля, деяний и принятия решений со стороны государственного аппарата неумолимо растут с каждым днём всё больше. Но, тем не менее, как бы негативно и враждебно простой гражданин не относился к власти, он, видимо, не учитывает тот факт, что как только какая-то сфера деятельности общества выпадает из-под юрисдикции государства, в ней начинает царить полный хаос. В сфере жилищно-коммунального хозяйства произошло то же самое. И это уже не глас вопиющего в пустыне, а скорее всеобщее народное негодование.
Низкое качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг является проблемой для каждого. Повышение качества коммунальных услуг в настоящее время – один из актуальных вопросов. Уровень жилищно-коммунального обслуживания затрагивает интересы всего населения, определяя во многом уровень жизни граждан, их благосостояние.
Частные управляющие компании существуют по принципу – бери больше, давай меньше. Из чего складывается такая непрозрачность процедур установления тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций, неясно. Этим всё сказано. Управы и контроля за их деятельностью практически не наблюдается. Уровень оказания услуг стремительно падает, но тарифы на услуги неоправданно растут.
Не научился еще русский Иван держать всё под своим чутким контролем, рационально управлять и рассчитывать свою реальную адекватную прибыль без ограничений и контроля государства. Испокон веков необходимо русской душе, чтобы над ней кто-то свыше стоял с бичом. Иначе, как происходит с частными управляющими компаниями, выгребают из граждан всё до копейки, не ограничивая себя ни в чем.
На наш взгляд, адекватные отношения в данной социальной сфере не возможны без вмешательства государства, контролирующих органов, регламентов, лицензирования управляющих компаний (этот вопрос уже поднял Председатель Правительства РФ медведев Д.А), в частности. Необходима серьезная нормативно-правовая база жилищно-коммунального хозяйства, чтобы ни одна (а их множество повсеместно) управляющая компания не могла уйти от ответственности.
Одна из ключевых проблем в сфере ЖКХ – это отсутствие конкуренции среди управляющих компаний, именно поэтому оказание услуг оставляет желать лучшего. А конкуренция отсутствует потому, что нет государственных стандартов и контролирующего воздействия на частные управляющие компании. Стимул повышать качество услуг отсутствует, ведь можно повышать тарифы, оставляя за гранью своей компетенции ответственность за предоставление услуг. Здесь же уместно говорить об инертности и бесконтрольности со стороны собственников жилья, ведь реальных собраний собственников жилья по выбору управляющих компаний проходит очень мало (вновь к вопросу о негодовании граждан относительно государства), а также их низкой правовой грамотностью. Граждане не желают быть активными и проводить собрания, принимая различные решения самостоятельно.
Имеют место быть и злоупотребления недобросовестных должностных лиц, стремящихся к подмене реальных ТСЖ их фиктивными аналогами.
Одним из предложенных государством способов решения данной проблемы может стать принятие Федерального закона «Об общественном контроле».
«Законопроект позволит создать дополнительные условия для формирования общественных объединений потребителей в сфере
ЖКХ, что в конечном итоге позволит усилить контроль за качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг в нашей стране», – пояснила Елена Николаева, первый заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
На наш взгляд данный законопроект кардинально проблему не решит.
Во-первых, подобная форма контроля уже существует с 2012 года. Согласно Статье 161.1 Жилищного кодекса РФ, жители многоквартирного дома могут избрать, а при некоторых обстоятельствах просто обязаны это сделать, «Совет многоквартирного дома» из числа собственников помещений в данном доме. В статье указано, что данный Совет «осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений».
Кроме того, «Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома», в чьи обязанности также входит следующее: «Председатель совета многоквартирного дома «осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса».
Во-вторых, зачем создавать новый государственный орган, если уже существует Госжилинспекция? Главной задачей данной службы является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
Создание новой государственной корпорации повлечет за собой лишь развитие бюрократии и увеличение числа чиновников и к решению проблемы ЖКХ не приведет.
Красноярское региональное отделение Политической партии «Партия Возрождения России» предлагает внести в действующее законодательство, относительно наведения порядка в сфере ЖКХ, следующие предложения:
- Провести реформирование Госжилинспекции. На наш взгляд, нужно развивать уже имеющуюся структуру. Если и проводить реформирование в Жилищно-коммунальном хозяйстве, то начинать нужно именно с нее. Кроме того, необходимо обеспечить свободный доступ граждан к информации о проведенных проверках службы Госжилинспекции, мнении жильцов домов, где проводились данные проверки, финансовом стоянии УК, их деятельности, отчетам о проделанной работе и планам на будущее, проводимым программам и тарифам.
- С целью повышения ответственности ввести обязательность согласования избрания, назначения руководителей УК с представительным органом Местного самоуправления муниципального образования с последующими периодическими заслушиваниями на их заседаниях с участием представителей общественности, жилых домов, обслуживающей УК, с вынесением соответствующего решения.
- Для членов «Совета дома» необходимо организовать обучающие курсы и разъяснительные семинары. Организовывать и проводить такие курсы должна УК, с привлечением руководства компании и представителями службы Госжилинспекции. Результатом данных мероприятий, должно стать информированность членов «Совета дома» о стоимости тарифов на предоставляемые УК услуги, структуре квитанций за коммунальные услуги, проводимых УК программах, финансовом состояние УК и результатах проделанной работы за определенный период. Также членам «Совета дома» должна предоставляться полная финансовая отчетность по расходу средств жителей многоквартирного дома. Все это необходимо для того, чтобы в случае необходимости или в случае возникновения вопросов у жильцов многоквартирных домов, члены «Совета дома» могли дать им всю необходимую информацию и провести разъяснительную беседу.
- Кроме того в целях повышения уровня знаний населения в вопросах действующего жилищного законодательства необходимо через средства массовой информации проводить разъяснительную работу о правах и обязанностях жителей и собственников помещений по содержанию общего имущества многоквартирных домов, о действующих тарифах по жилищным и коммунальным услугам, о деятельности организаций, обслуживающих жилой фонд. Отдельной темой для обсуждения могут быть вопросы об энергосбережении и основных правилах экономного содержания жилья для исключения дополнительных расходов как по жилым помещениям (квартирам), так и в части общего имущества многоквартирных домов.
Раскрытие данных тем целесообразно проводить путем проведения дискуссий со специалистами в области жилищного законодательства, в том числе с привлечением юристов, или на конкретных примерах путем их разбора. К сожалению, данная тематика практически отсутствует на телевидении, а при наличии общей критики жилищно-коммунального хозяйства в целом по стране, помогла бы разобраться жителям в ее основах, проблемах и путях принятия положительных решений.
Илья Кравченко
Председатель КРО ПВР
г. Красноярск