Выборы в Госдуму: Для слабых партий барьер выше
Свободно участвовать в выборах в Госдуму смогут лишь партии, набравшие на предыдущих выборах 3% или имевшие определенные достижения на выборах в регионах. Остальным придется собирать подписи
В феврале закончится сбор поправок ко второму чтению в президентский законопроект о выборах в Государственную думу. Принятый в первом чтении весной прошлого года документ предлагает вернуться к смешанной системе выборов (225 депутатов избирается по партспискам, 225 — по одномандатным округам) и предполагает беспрепятственное участие всех партий. Рассмотрение законопроекта во втором чтении откладывалось несколько раз из-за споров о дополнительных требованиях для партий-новичков. Против регистрации «всех подряд» выступала думская оппозиция, «Единая Россия» воздерживалась от критики президентских предложений.
На прошлой неделе председатель профильного комитета Думы по госстроительству Владимир Плигин заявил о том, что такие поправки действительно необходимо обсудить. В итоге в ближайшее время руководство всех парламентских партий внесет компромиссный вариант поправок, рассказал «Ведомостям» человек в руководстве «Единой России» и подтвердил чиновник, близкий к руководству Госдумы. Они разработаны с учетом международного опыта США, Норвегии, Турции, Италии и предусматривают вариативность квалификационных требований к партиям, что позволит обеспечить участие именно тех партий, которые пользуются реальным доверием избирателей, рассказывает единоросс, и простимулировать активность на выборах новичков. Партии нужно соответствовать для свободной регистрации всего лишь одному из предлагаемых критериев.
Не придется собирать подписи партиям, которые на предыдущих выборах получили не менее 3% голосов от числа проголосовавших. Эта же цифра является условием для получения федерального финансирования партии, объясняет логику поправки один из собеседников «Ведомостей». По итогам прошлых выборов такой результат показали все парламентские партии и «Яблоко».
Другим критерием для регистрации станет представительство хотя бы в одном заксобрании (т. е. партия смогла провести по списку хотя бы одного депутата). Сейчас таким критериям соответствуют партии, лидеры которых были приглашены на встречу с Владимиром Путиным в конце прошлого года (см. врез). На случай, если и это условие невыполнимо, партия может быть допущена, если по итогам участия в выборах не менее чем в 30 региональных парламентах за нее проголосовало в совокупности как минимум 800 000 избирателей. Подобная схема действует, например, в Норвегии, указывает один из разработчиков текста поправок.
Прочим партиям придется собирать в свою поддержку 200 000 подписей (эта цифра действовала на последних выборах). Если партия соответствует хотя бы одному критерию, то она может выдвигать одномандатников. Самовыдвиженцам или кандидатам партий-«неудачниц» необходимо будет собрать 3% подписей от общего числа избирателей округа.
Если считать, что среднестатистический округ — это около 450 000 человек, а значит, собирать придется около 13 000 подписей, собрать их реально, говорит политтехнолог Константин Калачев. Однако, добавляет он, всегда встает проблема подтверждения подписей — иногда не помогает и заверение нотариусом, поэтому честнее было бы вернуть практику избирательного залога. Он отмечает, что возрастут интерес к партиям, активно принимающим участие в региональных выборах, и стоимость услуг юристов.
В целом условия стимулируют партию на активную работу и участие в выборах, считает лидер Демократической партии, политтехнолог Андрей Богданов (Демпартия не сумела пройти ни в одно заксобрание), однако норму про поддержку 800 000 избирателей в 30 регионах следует смягчить: достаточно 200 000 — в соответствии с количеством подписей, которые нужно собрать.
«Гражданская платформа» Михаила Прохорова в 2013 г. столкнулась со спойлерами и есть опасение, что на думских выборах будут применены такие же технологии, поэтому смысл в каком-то «мягком» фильтре есть, говорит руководитель пресс-службы партии Татьяна Кособокова, Прохоров также был за то, что подписи должны собирать те, кто не получил представительства в региональных и местных парламентах. Против какого-либо фильтра выступал «РПР-Парнас»: один из лидеров партии — Владимир Рыжков на декабрьской встрече с президентом подчеркнул, что рассудить партии должен народ.