Крым подводит Украину к федерализации
Киев не готов менять отношения с регионами
В последние дни Крым значительно упрочил свои позиции. Контроль над военными структурами и правоохранительными органами, консолидация русскоязычного населения, а также политическая и финансовая поддержка России позволяют Крыму расширить перечень требований к центральным властям Украины. Последние, в свою очередь, пока отделываются политическими заявлениями, не предлагая никакой программы по нормализации ситуации на полуострове, изменению региональной политики, а также по вопросам, связанным с государственным устройством украинского государства.
Крым перехватил политическую инициативу у Киева, однако многое будет зависеть от того, насколько удачно Симферополь сумеет использовать сложившуюся ситуацию. В Киеве уже прозвучали призывы к совместной работе депутатов Верховной Рады и крымского парламента для подготовки изменений в Конституцию Крыма с целью расширения полномочий автономии. Безусловно, это один из путей нормализации ситуации. Однако подобный подход нацелен на тактическое решение проблемы и больше отвечает интересам тех сил, которые сегодня находятся у власти в Киеве. Согласие на внесение изменений в Конституцию Крыма не устранит зависимости Симферополя от настроений националистических сил Западной Украины, для которых Крымская автономия всегда являлась предметом критики.
В то же время Крым может положить начало дискуссии о перспективах государственного устройства Украины. Позиции Крыма в этом вопросе будут подкреплены итогами референдума, который запланирован на конец марта. В результате Крым может инициировать вопрос о федерализации страны, но уже с других, более сильных позиций. Это потребует разработки принципиально новой редакции Основного закона Украины, в котором могут найти свое отражение двухпалатный парламент, новые принципы бюджетной, налоговой политики, а также подходы к формированию и реализации культурной и языковой политики.
Сегодня Киев не готов обсуждать данные изменения, настаивая на унитарной форме государственного устройства. Причин здесь несколько. Прежде всего пришедшие к власти в Киеве политики видят Украину исключительно через призму идеологии и культуры западных областей. Для них наличие регионов, имеющих иную культуру, другие оценки исторических событий и тем более выступающих за признание за русским языком статуса государственного является неприемлемым. Против усиления самостоятельности регионов выступили представители крупного бизнеса, для которых наличие в Верховной Раде собственных фракций, способных контролировать всю территорию страны, гораздо удобнее, нежели договариваться отдельно в каждом субъекте.
Отношения по линии Киев – Симферополь являются определяющим фактором для развития отношения центральных властей с регионами. Однако в ближайшее время власти Крыма должны решить ключевой вопрос, который напрямую имеет влияние на политическую стабильность и социально-экономическое развитие автономии. Речь идет о взаимоотношениях между русскоязычным населением и крымскими татарами, проживающими на территории полуострова. Меджлис крымских татар не поддержал новые власти Крыма, что вполне объяснимо. Предложения Симферополя о кардинальном пересмотре отношений субъектов с центральными властями наносят удар по идее создания в Крыму национально-территориальной автономии крымских татар, о чем не раз заявляли представители Меджлиса. Кроме того, повышение самостоятельности Крыма, усиление крымских властей лишит Меджлис поддержки Киева.
Стоить отметить, что за годы независимости Украины крымские татары значительно расширили свое влияние на полуострове. Представители крымско-татарского движения заняли посты в органах исполнительной и законодательной власти Крыма. На территории полуострова были созданы зоны компактного проживания крымских татар в Бахчисарае, Судаке, Белогорске и других районах. При мощной финансовой поддержке со стороны Турции, которая является главным союзником Меджлиса, были реализованы различные образовательные программы. Активно действовали турецкие, американские и европейские неправительственные организации.
Реализация идеи о федерализации Украины позволит сохранить единое государство, снизит остроту текущего политического кризиса и поставит барьер на пути будущих межрегиональных конфликтов, поскольку новый принцип взаимоотношений между регионами и Киевом позволит решить многие вопросы политического и экономического украинского государства.
В сложившихся условиях Крым может стать инициатором изменений государственного устройства, действуя в интересах всех украинских регионов. Политический кризис наглядно продемонстрировал, что риски и угрозы внутреннего развития Украины последних десятилетий повышают необходимость кардинальной трансформации основ региональной политики и государственного устройства.
Сергей Жильцов, доктор политических наук