Дмитрий Медведев проверяет на прочность банковский сектор
Отток капитала и переход вкладчиков в валюту толкают правительство на радикальные меры
Правительство должно «поддерживать запас прочности отечественного банковского сектора», заявил Дмитрий Медведев. Особую тревогу в него вселяют возросшие политические риски и экономическая нестабильность. Премьер как будто не заметил, что у некоторых системообразующих банков, которым «чистка» сектора пошла на пользу, вдруг возникли трудности со вкладчиками. Главная проблема для банковской сферы – рекордный отток капитала. Эксперты не исключают, что власти пойдут на крайние меры для его остановки.
На вчерашнем правительственном совещании о развитии банковской системы Дмитрий Медведев отвел обсуждению ключевых проблем сектора минимум времени.
Сначала премьер сообщил, что по итогам 2013 года российский банковский сектор продемонстрировал «нормальную динамику»: «Активы выросли на 16%, достигнув практически 57,5 трлн руб. В целом в положительной зоне находится и ряд других индикаторов – и прибыль, и капитал, и кредитный портфель». Темпы прироста необеспеченного кредитного портфеля снижаются, одновременно с этим расширяются такие важные виды кредитования, как ипотека и автокредитование, добавил он.
Затем Медведев рассказал о проблемах банковского сектора, указал на экономическую нестабильность и возросшие политические риски. Под политическими рисками, видимо, имеются в виду возможные санкции Запада в отношении РФ. «Наша задача – поддерживать запас прочности отечественного банковского сектора», – подчеркнул премьер.
Эксперты согласились, что властям действительно надо учитывать угрозу введения санкций против России – в том числе даже таких жестких санкций, которые применялись Западом по отношению к Ирану. Однако санкции – это лишь одна из угроз, причем пока гипотетическая, но есть и более реальные угрозы, которые уже сегодня расшатывают банковский сектор.
Управляющий активами Concern General Invest Владислав Метнев перечислил ключевые проблемы банковского сектора РФ: «Волатильность на валютном рынке, отток капитала, ухудшение качества кредитных портфелей на фоне низких темпов роста экономики, удорожание финансирования на внутреннем облигационном рынке и фактически закрытие внешних рынков для размещений еврооблигаций». По его словам, эти проблемы объясняются не столько внутренними, сколько действительно внешнеполитическими факторами, но решать их придется за счет внутренних резервов.
Под эгидой борьбы с политическими рисками власти, по мнению экспертов, могут предпринять и уже предпринимают и другие, более радикальные меры. «Руководствуясь политическими соображениями, власти уже сейчас продвигают темы национальной платежной системы и необходимости внутрироссийского процессинга даже для пластиковых карт международных платежных систем, – замечает советник председателя правления Банка Гагаринский Марина Мишурис. – Однако даже сейчас популярность международных платежных систем такова, что власти вынуждены оговариваться, что ни в коем случае не собираются запрещать MasterCard и Visa».
Также власти могут попытаться бороться с оттоком капитала через банки, и, кстати, именно такой борьбой представители Центробанка (ЦБ) уже объясняли проводимую в стране «чистку» – ликвидацию недобросовестных организаций, отмывающих деньги и выводящих из страны средства. Но остановить отток капитала будет крайне непросто. «Без введения жестких ограничений на передвижение капитала эффективно предотвратить отток невозможно. А последнее будет означать невозможность привлечения инвестиций из-за рубежа», – говорит Мишурис.
Отток капитала при этом бьет рекорды. В марте он составил 34 млрд долл. «Больше он был только в ноябре–декабре 2008 года. Эта сумма отражает как бегство капиталов за рубеж, так и уход в валюту россиян. Даже если этот процесс вдруг прекратится, с учетом возникших проблем с рефинансированием зарубежных займов российских компаний совокупный отток капитала до конца года может составить 120–130 млрд долл.», – предупреждает директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова.
Уход граждан в валюту стал ощутимой проблемой для некоторых системообразующих банков страны, столкнувшихся в марте с резким бегством вкладчиков. Многие вкладчики решили забрать средства из банков и потратить их на валюту. Но премьер Дмитрий Медведев как будто этого не заметил. Наоборот, он похвалил вчера новое руководство Центробанка, получившего функции мегарегулятора и устроившего радикальную чистку сектора. Похвалил за повышение прозрачности, которая между тем привела не только к устранению с рынка недобросовестных игроков, но и к усилению крупнейших госбанков, укреплению их доминирующего положения. Медведев, конечно, напомнил также о необходимости сохранить доверие к банковской системе, но сделал он это довольно поздно, потому что с доверием, судя по отзывам банкиров, уже есть проблемы.
В спокойных условиях «расчистка» банковского сектора от недобросовестных игроков – это, безусловно, положительный момент, говорит аналитик управления инвестиционных операций Ланта-Банка Роман Ермаков. Но в текущей ситуации действия ЦБ усугубляют риски на межбанковском рынке. «Крупные банки боятся давать кредиты более мелким. И межбанковское кредитование «подмораживается». Поэтому ЦБ вынужден активно действовать в предоставлении ликвидности как с помощью инструмента РЕПО, так и через кредитование под нерыночные активы», – поясняет Ермаков.
Некоторые эксперты пессимистичны в своих оценках банковского сектора. «На данный момент банковский сектор в России более уязвим к потрясениям, нежели в 2008 году, – считает аналитик MFX Broker Сергей Некрасов. – Это обусловлено снижением золотовалютных резервов с максимума 2008 года (с 597 млрд долл.) до 484 млрд долл. в 2014 году, то есть на 19%. На начало 2014 года внешний корпоративный долг России вырос до 732 млрд долл., что создает угрозу стабильности». Некрасов не исключает, что правительство прибегнет и к информационному давлению на население «в связи с возросшими политическими рисками и напряженностью с рублевой ликвидностью, вызванной оттоком капитала из РФ и конвертацией сбережений населения в доллары США». Проявлением такого давления эксперт считает прекращение некоторыми госбанками выдачи валютных кредитов.
Наконец, еще одной угрозой для банковского сектора эксперты не перестают называть существенный рост так называемых плохих кредитов, взятых как населением, так и предприятиями.