Российской экономике придется подстроиться под обещания президента
Фактический рост экономики даже близко не соответствует тому минимуму, который необходим для реализации майских указов президента. И правительство, в общем, не делает из этого особого секрета. А независимые экономисты прямо говорят, что выполнить указы без роста ВВП на 4–6% в год невозможно. Искусственно поднять зарплаты врачам и учителям – кое-как возможно. Но обеспечить инвестиционный бум в условиях рецессии – нереально. В связи с этим эксперты предсказывают появление более реалистичной версии майских указов.
Президентские указы, подписанные Владимиром Путиным в мае 2012 года, содержат множество целевых показателей, которых необходимо достичь к 2018–2020 году. От роста зарплат в 1,5 раза и обеспечения доступным жильем 60% российских семей до создания 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, увеличения доли инвестиций в ВВП страны до 27% и переоснащения армии на 70%. При этом увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП предписано к 2015 году. Увеличение производительности труда в 1,5 раза – к 2018 году.
В правительстве не раз отмечали, что одним из главных условий выполнения майских указов является устойчивый экономический рост. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев говорил о росте ВВП не ниже 5% в год, а советник президента Сергей Глазьев и вовсе считал, что необходимо 6–8% (см. «НГ» от 30.12.13).
Однако, похоже, власти больше не тешат себя надеждами на ускорение экономического роста. По обновленному прогнозу Минэкономразвития, рост ВВП составит 0,5–1,1%, а не 2,5%, как ожидалось. В ведомстве даже заговорили о смягчении бюджетного правила, однако коллеги Алексея Улюкаева из Счетной палаты и Министерства финансов высказываются против этой меры.
Каким образом при таких темпах будут выполняться указы президента, остается загадкой. Сомнения в их реализации – не просто досужие домыслы журналистов. Такие же сомнения появились и у профессиональных экономистов. Эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов уверен, что основные задачи, стоящие сейчас перед экономикой, в условиях замедления в принципе не могут быть решены. При этом остро встает вопрос о реализации заявленных обязательств, в том числе майских указов, отметил Белоусов.
Сейчас власти, видимо, решили взять паузу – по крайней мере о совещании Владимира Путина с членами правительства по выполнению президентских указов, анонсированном в середине апреля, до сих пор не слышно. Есть основания думать, что оно не состоялось – ни в открытом, ни в закрытом режиме (см. «НГ» от 15.04.14). Большинство опрошенных экспертов полагает, что новая, облегченная версия майских указов может появиться в ближайшее время.
«Судя по настроению президента, майские указы будут исполнены, но скорее всего подвергнутся корректировке», – рассуждает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. По ее мнению, упор будет сделан на повышение заработных плат, социальных пособий и улучшение качества услуг ЖКХ. «По данным Минэкономразвития, расходы на потребление товаров и услуг повысились на 8,5%. А доходы населения выросли только на 5%. Так что повышение зарплат и пособий просто необходимо и остается первоочередной задачей в рамках исполнения майских указов», – говорит Кокорева.
Замалчиваться результаты выполнения майских указов не будут, полагает аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. «Все факторы, препятствующие их реализации, налицо. Так что скорее всего программа будет скорректирована с учетом нынешних реалий», – объясняет он. Авакян также считает, что в первую очередь будут выполняться социально направленные пункты, такие как рост заработной платы бюджетников, пенсий, пособий.
Главный аналитик UFS IC Алексей Козлов уверен, что наравне с прямыми мерами, которые, вполне вероятно, коснутся и майских указов, будут активно применяться и косвенные меры по оптимизации бюджета – в том числе увеличение фискальной нагрузки, борьба с коррупцией, сокращение необоснованных расходов бюджета и т.д.
Аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин, в свою очередь, полагает, что власти будут пытаться выполнять майские указы любой ценой – в том числе ценой отмены бюджетного правила, несмотря на то что эта мера автоматически наложит на российскую экономику дополнительные бюджетные и инфляционные риски. «В частности, не исключено снижение цен на нефть из-за слабого мирового спроса. Весьма вероятен и разгон инфляции до 6–6,5% в России из-за не связанного с повышением производительности труда повышением зарплат бюджетникам. Впрочем, как мы видели на примере событий последних двух месяцев, политическая целесообразность решения сейчас превалирует над экономической», – отмечает Нигматуллин.