Новости – в основном по телевизору
Спецслужбы шпионят за соцсетями, уверены россияне
Менее половины россиян регулярно пользуются Интернетом, у трети доступа во Всемирную сеть нет вообще. Подавляющее большинство опрошенных не используют Сеть для поиска новостей и предпочитают сидеть в «Одноклассниках», а не в Facebook или Twitter, говорится в проведенном по заказу «НГ» исследовании Левада-Центра.
Основным инструментом информирования 90% россиян по-прежнему являются три федеральных телеканала. Проведенный Левада-Центром опрос показал, что в России по-прежнему интернет-ресурсы малодоступны основной массе граждан. На первый взгляд складывается впечатление, что в онлайне живет вся страна. Но это не так – 36% опрошенных признались социологам, что вообще не пользуются Интернетом. Выяснилось, что хотя бы раз в день в Сеть заходит лишь каждый пятый россиянин, а постоянно там сидят 26% опрошенных.
Из тех, кто дружит с Интернетом, далеко не все стремятся получать там новости. Ранее социологи констатировали, что телевизионная пропаганда серьезно запутала россиян, в частности, по событиям в Украине. Интернет, где можно найти более объективную информацию о событиях в братской стране, для поиска новостей использует треть опрошенных. Большинству Сеть нужна для поиска необходимой информации (44%), общения (36%), развлечения (31%). Еще один вывод: популярные в мире социальные сети Facebook или Twitter, где пользователи могут обмениваться новостями из разных источников, используют менее 20% респондентов. Более популярны «Одноклассники», где сидят почти 60% россиян, и российская социальная сеть «ВКонтакте», которую используют 47% опрошенных.
Напомним, что социальная сеть «ВКонтакте» сыграла важную роль в протестном движении 2011–2012 годов – через нее активно распространялась информация о фальсификации выборов в Госдуму, быстро набирали популярность группы оппонентов власти. Однако впоследствии основатель сети Павел Дуров обвинил спецслужбы в попытке давления, а активность оппозиционных пользователей частично переместилась в Facebook. Сейчас Дуров в эмиграции. Кстати, большинство опрошенных (54%) убеждены, что у российских секретных спецслужб есть доступ к конфиденциальной информации в профилях пользователей. Новости в социальных сетях хоть изредка, но просматривают почти 90% пользователей. 10% делают это регулярно, еще 33% – время от времени.
Эксперты подчеркивают, что специально за новостями россияне в Сеть действительно не лезут – многие читают статьи, которые публикуют интернет-поисковики на главной странице, например российский интернет-гигант «Яндекс». Из-за этого депутаты Госдумы даже пытались приравнять поисковые сервисы к СМИ, что наложит на них дополнительные ограничения.
В отношении цензуры в Интернете общественное мнение разделилось: 53% выступают за цензуру, 22% – против. Заместитель директора Левада-Центра Денис Волков в беседе с «НГ» подчеркивает, что за цензуру высказываются респонденты, которые не пользуются Интернетом. Активные пользователи как раз против любых ограничений. Загвоздка и в том, что даже те пользователи, которые ищут новости в Интернете, собирают отрывочные новости на медиагигантах «Яндексе» или Mail.ru. Доля ищущих аналитические новости серьезных изданий едва дотягивает до 10% на крупнейших онлайн-изданиях, а в целом составляет 3–4%. Поэтому вопросы государства к интернет-поисковикам вполне понятны – если следовать логике власти. Пока большая часть россиян использует для получения новостей телевидение – три главных канала, – общественное мнение о происходящем будет существенно зависеть от подачи новостей. Сейчас тренд – пропаганда, основанная на страхах и мифах россиян о соседних странах, особенно Украине, повторяющая одни и те же тезисы, далеко не всегда имеющие отношение к реальности.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин в беседе с «НГ» подчеркивает, что россияне живут в разных мирах: чисто советская психология перемешалась с потребительским обществом. «Политический сегмент Интернета в явном меньшинстве», – говорит Макаркин. Человек пытается найти информацию, которая нужна лично ему, мимоходом просматривая топ-5 новостей в поисковике. «Российские пользователи – достаточно аполитичные и неоппозиционные, их месседж – не грузите меня политикой и дайте отдохнуть, – считает эксперт. – Это характерно и для других стран, включая Америку. Только там есть политическая конкуренция, и на ТВ представлены разные точки зрения, а у нас нет».