Бюджет в России, похоже резиновый

Платную трассу Москва — Петербург могут достроить за счет бюджета
Чтобы успеть сдать дорогу к ЧМ-2018, государство может взять на себя дополнительные расходы на 33 млрд рублей

karmanКак стало известно «Ведомостям», участок новой платной автомагистрали М11 Москва — Санкт-Петербург в Московской и Тверской (с 58-го по 149-й км) областях может быть построен за счет бюджета, без привлечения частных инвестиций. О том, что такой вариант обсуждается, рассказали два участника рынка и высокопоставленный федеральный чиновник. Это одна из версий, подчеркивают собеседники «Ведомостей»: окончательного решения нет. Оно действительно не принято, подтверждает представитель Минтранса. Обсуждается и вариант с концессионным соглашением, подчеркивает он. Госкомпания «Автодор», ответственная за проект, готовится объявить концессионный конкурс, уверяют ее сотрудники и официальный представитель.

Изначально предполагалось, что этот участок трассы будет построен именно с использованием концессионного механизма. Стоимость строительства 90-километрового участка — 80,4 млрд руб., в том числе не менее 41%, или почти 33 млрд, «Автодор» намерен привлечь из внебюджетных источников, следует из материалов госкомпании.

Но концессионные конкурсы могут идти долго, объясняет один из собеседников «Ведомостей», а новая трасса от Москвы до Санкт-Петербурга должна заработать к чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в июне — июле 2018 г. Чтобы соблюсти сроки, можно отказаться от длительных процедур, которые требуются для заключения концессионного соглашения с привлечением инвестиций, продолжает он. Такой вариант рассматривается, подтверждает человек, близкий к Минтрансу, и высокопоставленный чиновник. Участок при этом все равно можно будет сделать платным, отдельно выбрав оператора, отмечает чиновник.

С момента объявления концессионного конкурса до окончания переговоров с банками о выделении финансирования (так называемое финансовое закрытие) может пройти порядка полутора лет, рассказывает партнер PwC Дмитрий Ковалев. Если конкурс будет объявлен завтра и ни один из этапов не затянется, на строительство у победителя останется примерно два с половиной года, но это оптимистичный сценарий, указывает он. В долгосрочной программе деятельности «Автодора» заложено финансирование этого проекта с учетом привлечения частных инвестиций, напоминает представитель госкомпании: если концессионера не будет, придется увеличивать финансирование, потребуются изменения в программе — а это не менее длительный процесс, чем конкурсные процедуры.

Проект готовится уже давно: конкурс планировался еще в 2012 г., но до сих пор так и не объявлен (см. врез). Проектная документация уже готова, недавно получено положительное заключение Главгосэкспертизы, рассказывает представитель «Автодора».

До конца года «Автодор» также планирует провести конкурс за право строить и обслуживать участок М11 с 208-го по 258-й км в Тверской области стоимостью 30,9 млрд руб., в том числе всего 4,69 млрд частных инвестиций, следует из недавно опубликованного проекта конкурсной документации. Большая часть трассы уже строится. Кроме участка 58-149-й км остается следующий за ним обход Твери (149-208-й км). По этому проекту готовится документация, следует из материалов «Автодора».

Запуск дороги М11 к чемпионату мира по футболу — амбициозный план, признавал ранее министр транспорта Максим Соколов. Среди рисков не только затягивание конкурсов и переговоров с инвесторами или срыв сроков строительства: пока непонятно, получится ли к чемпионату наладить эксплуатацию на платной основе и как синхронизировать работу операторов различных участков, предупреждает сотрудник одной из строительных компаний.

Участок трассы М11 (с 58-го по 149-й км) не первый инфраструктурный проект, в котором правительство может отказаться от привлечения частных денег. Для строительства моста через Керченский пролив консультанты «Автодора» и Минтранса тоже предлагали использовать механизмы государственно-частного партнерства. Но чиновники идею не одобрили, испугавшись, что из-за конкурса сроки строительства, установленные президентом, могли быть сорваны. К тому же решено, что проезд по мосту будет бесплатным, поэтому государство не сможет обеспечить инвесторам возврат их расходов.

Не удалось привлечь частные инвестиции и для создания системы взимания платы с грузовиков: формально конкурс еще идет, но согласно протоколу совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича проект будет поручен госкорпорации «Ростех» — его полностью оплатит государство, хоть и в рассрочку, объяснял «Ведомостям» федеральный чиновник.

Запись опубликована в рубрике НОВОСТИ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.