Чуров обнаружил рекордный плюрализм на осенних выборах
Центризбирком объявил выборы 14 сентября высококонкурентными: в них примут участие 63 партии. Однако непарламентские партии смогли зарегистрироваться в основном там, где не требовалось проходить предварительную квалификацию. На выборах губернаторов и региональных парламентов, защищенных фильтрами, партийный плюрализм вдвое меньше — 24 и 29 партий соответственно.
В преддверии начинающейся в четверг агитационной кампании на выборах, которые пройдут в единый день голосования 14 сентября, Центризбирком провел отчетное заседание. На нем председатель ЦИК Владимир Чуров объявил о нескольких рекордах грядущего голосования. Во-первых, в этот день голосования выборы не будут проводиться только в одном регионе — в остальных 84 будут разыгрываться в общей сложности 43 351 депутатский, мэрский или губернаторский мандат. Избиркомы на местах зарегистрировали 96 161 кандидата, а общая сумма их избирательных фондов составила более 1 млрд руб. Всего на избирательные участки смогут прийти свыше 50 млн россиян.
Правда, рекорды, о которых говорит Чуров, в прошлом году в единый день голосования были уже побиты, согласно данным той же ЦИК. Тогда в выборах, которые проводились в 80 регионах, могли принять участие 53,5 млн человек, а общее число зарегистрированных кандидатов перевалило за 100 тыс. человек и составило 104 499.
Плюрализм не для всех
Зампред ЦИК Леонид Ивлев также подчеркнул рекордный партийный плюрализм предстоящих выборов. В них участвуют 63 партии (в 2013 году — 54). Это позволило Ивлеву назвать избирательную кампанию этого года конкурентной. По его словам, процент отказа в регистрации кандидатам не превысил средней нормы, а в некоторых случаях и вовсе был минимальным. По подсчетам РБК, не смогли зарегистрироваться более 15 тыс. желающих участвовать в выборах. Партийное же многообразие ограничилось исключительно местным уровнем: на выборах губернаторов и региональных парламентов, на которых установлена предварительная квалификация, участие партий заметно ниже. Для сравнения: в выборах губернаторов участвуют 24 партии (в 2013 году — 12), а в выборах региональных парламентов — 29 партий (за год до этого — 44).
«Яблоко» на губернаторских выборах вообще не будет представлено: ни один из четырех кандидатов, выдвинутых партией, не смог зарегистрироваться. Ближе всех к тому, чтобы пройти «муниципальный фильтр», был Лев Шлосберг в Псковской области — ему не хватило одной подписи муниципального депутата из требовавшихся 150. Однако «Яблоко», получившее на последних выборах в Госдуму 3% голосов, обладает привилегией не собирать подписи избирателей на выборах региональных парламентов. Партия воспользовалось льготой в Тульской и Волгоградской областях, республиках Марий Эл, Алтай, Кабардино-Балкарии и Татарстане.
Не зарегистрировала своих кандидатов в губернаторы и другая либеральная партия, РПР-ПАРНАС. Партия выдвинула кандидатов в четырех регионах, но они нигде не смогли пройти муниципальный фильтр. В результате партия будет участвовать только в выборах парламентов тех регионов, где у нее есть локальная льгота (право не собирать подписи в данном регионе) — Тува и Алтай.
«Гражданской платформе» Михаила Прохорова удалось провести своих кандидатов на губернаторские посты во всех четырех регионах, где партия намеревалась участвовать – в Мурманской, Нижегородской и Оренбургской областях и Якутии. Список партия зарегистрировала только на выборах законодательного собрания Брянской области. По одномандатным округам «Гражданская платформа» выставила и зарегистрировала кандидатов только в Москве и меньше, чем ожидалось — только в шести из 45 округов.
Согласно подсчетам РБК, наибольшее число политических сил (37) будут участвовать в выборах депутатов советов сельских поселений.
Парламентские партии самоустраняются
Более широкое участие партий в муниципальных выборах политолог Ростислав Туровский объясняет отсутствием фильтров для регистрации. Расклад на выборах, которые имеют принципиальное значение для политической ситуации в регионе, не имеет никакого отношения к конкуренции, говорит он. «Понятно, что ЦИК проводит свою пиар-кампанию и Чурову нужно было представить какие-то положительные сдвиги. Реальные тенденции отличаются от декларируемых», — говорит Туровский. Объявленное партийное многообразие носит «политтехнологический характер», считает он.
В прошлом году, к примеру, во всех губернаторских выборах участвовали все четыре думские партии. В этом году «Справедливая Россия» пропускает выборы руководителей регионов в 13 субъектах. Причем в Санкт-Петербурге высокие шансы на второй тур, по оценке политологов, имела эсерка Оксана Дмитриева, которая так и не смогла преодолеть муниципальный фильтр. КПРФ отказалась от участия в двух губернаторских гонках, а ЛДПР сама отозвала своего кандидата в Оренбургской области Сергея Катасонова, который мог стать единым кандидатом от оппозиции. В результате на пост губернатора в Оренбургской области претендует только один кандидат от парламентской партии — единоросс и врио губернатора Юрий Берг.
Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина в докладе о ходе кампании [составлен при участии политологов Александра Кынева и Аркадия Любарева] подтверждает свой прежний прогноз: «Ужесточение условий регистрации кандидатов в сочетании с резким уменьшением числа партий, пользующихся льготами, означает создание для многих оппозиционных партий ситуации замкнутого круга: чтобы участвовать в выборах, нужно иметь льготы при регистрации, но чтобы иметь льготы, нужно до этого успешно участвовать в выборах».