Продразверстка 2014

Правительство начало готовиться к введению муниципальных сборов с бизнеса 
Правительство и депутаты думают, как выполнить обещание премьер-министра и разрешить муниципалитетам вводить собственные сборы с бизнеса. Главный вопрос – как ограничить регионы в праве требовать с предпринимателей дополнительные платежи по своему усмотрению.

Чем облагать

Дмитрий Медведев в выступлении на Сочинском форуме 19 сентября объявил, что власти уже приняли решение разрешить регионам вводить ряд специальных сборов: за право заниматься торговлей, услугами общественного питания, такси и туризма. Как уточнил министр финансов Антон Силуанов, речь идет местных сборах, которые могут пополнить бюджеты мунициапалитетов уже в 2015 году.

Содержательных обсуждений на эту тему пока не проводилось, сообщила РБК помощник министра экономического развития Елена Лашкина. Предложения в министерство поступили от комитета Госдумы по федеративному устройству, добавила она – в них содержится «разнообразный» перечень сборов.

Минэкономразвития готово работать над предложениями, но настаивает, что все платежи должны быть прописаны в Налоговом кодексе.Той же точки зрения придерживается и Минфин. «Все сборы должны быть прописаны в Налоговом кодексе, это сомнений не вызывает», – сказал РБК его представитель.

Член комитета Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко

Но депутаты предлагают не определять на федеральном уровне конкретные сборы, а предоставить муниципалитетам право делать это самостоятельно. Их предложения содержат идеи муниципалитетов, собранные депутатами по поручению президента, говорит член профильного комитета Госдумы Вячеслав Тимченко.

«Сегодня у нас в Бюджетном кодексе полтора налога: земельный и ращепляемый НДФЛ. Для примера хочу сказать, что в советский период местных сборов было около 50. В 90-е годы таких налогов и сборов было около 90», – указывает Тимченко. Поправками в Бюджетный кодекс можно было бы дать право муниципалитетам вводить разные сборы «исходя из текущей ситуации». Например, облагать налогом использование местной символики или вводить сбор на осуществление туристической деятельности, рассуждает он. Последний позволил бы развивать туризм активнее внутри страны, наполняя муниципальные бюджеты.

Москва поддерживает расширение налоговых полномочий муниципалитетов за счет спецсборов и готовит свои предложения, сообщили РБК в пресс-службе департамента экономической политики и развития города. Говорить о конкретных уровнях сборов преждевременно, добавили там. Чужих предложений московские чиновники не видели. «После озвучивания данной темы на форуме в Сочи Медведевым и Силуановым к нам не приходили официальные законопроекты», – указали в пресс-службе в ответе на запрос РБК.

Как облагать

Минфин считает, что сумма сбора может вычитаться из суммы налога на прибыль или иного уже действующего налога либо взиматься в дополнение к нему. Первый вариант позволяет ввести фиксированный минимальный налог, пояснил представитель министерства, второй – равномерно увеличивает нагрузку на всех налогоплательщиков.

Большинство полномочий по администрированию новых сборов предлагается отдать местным органам власти, им же может быть предоставлены широкие полномочий по установлению ставок, ограничивая лишь максимальный предел, пояснили в Минфине. Но никакой свободы муниципалитетам вводить собственные сборы быть не может, говорит представитель министерства.

Отличительной чертой сбора является его «неналоговый» характер, то есть отсутствие необходимости администрирования налоговыми органами, указывает Минфин. Это беспокоит бизнес как и возможное увеличение нагрузки, особенно на малые предприятия, сказали РБК представители деловых организаций. Сборы – «местечковая», плохо отрегулированная вещь, сетует председатель комитета по налогам «Деловой России» Марина Зайкова. «Это ползущее изъятие денег, которое очень трудно оспорить, – замечает она. – Сбор хуже налога».

«Налог администрируется ФНС, мы имеем право его оспорить. Это хорошо, законно. А сбор — это как твоя левая пятка захочет. Это документ местного уровня на страничку текста», – возмущается Зайкова, судебные процессы по оспариванию таких сборов могут длиться годами. Идея об их введении – «популистская и сырая» и появилась, по мнению Зайковой, взамен не принятого налог с продаж.

Источник РБК в финансово-экономическом блоке правительства утверждает, что идея введения муниципальных сборов принадлежит департаменту экономполитики Москвы, где хотят найти дополнительный источник бюджетных доходов. Это подтверждает другой источник в деловых кругах.

В «ОПОРЕ России» опасаются, что сборы мало чем будут отличаться от налогов и нагрузка на малый бизнес вырастет. «Но если введение сборов на уровне регионов или федеральном будет прозрачно согласовано с бизнесом, с нами, «Деловой Россией» и с РСПП, то мы готовы обсудить», – сказал РБК вице-президент общественной организации Алексей Небольсин. Если это произойдет закулисно – реакция будет однозначно негативной, говорит он.

Обсуждения с регионами, муниципалитетами и бизнесом пока не проводились, но Минэкономразвития считает их необходимыми – пока там точно не знают, на кого эти сборы могут быть распространены. Вероятно, в том числе и на малый бизнес, не исключает Елена Лашкина.


Чем сборы отличаются от налогов

Под налогом в Налоговом кодексе понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж организаций или физлиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбором законодатель называет взнос, который те же организации и физлица уплачивают госорганам или органам местного самоуправления за какие-либо юридически значимые действия, включая выдачу прав и разрешений.

На заре российской налоговой системы, в 1990-е годы, понятие «сбор» не отделялось от налога. В законе 1991 года «Об основах налоговой системы в РФ» понятие налога, сбора и пошлины было общее: обязательный платеж в бюджет, осуществляемый в порядке, определенном законом. В этом законе был установлен 21 вид местных налогов и сборов: для их перечисления в подпунктах по буквам законодатель использовал алфавит до буквы «х».

Основные отличия сбора от налога:

  • Как правило, сбор – разовый, а налог – регулярный платеж. В этом смысле понятие сбора, как его сейчас рассматривают в правительстве, размывается, указывают представители «Деловой России» и «Опоры»: если предположить, что муниципальные сборы будут взиматься регулярно, а не разово, и исходя из площади торгового помещения, этот платеж по сути станет налогом.
  • Сбор – это плата государственным органам за какие-либо действия. Плата за разрешение вести деятельность теоретически может относиться к таковым, но тогда такой сбор будет приравнен к лицензионным платежам, отмечает эксперт ЭЭГ Александра Суслина. «Если эта деятельность уже лицензируется – получится двойная лицензия, это проблема», – говорит она.
  • Сбор не обязательно администрируется Федеральной налоговой службой. Суслина, как и представители бизнес-организаций, считает, что из-за этого введение новых взносов может сильно увеличить административную нагрузку на бизнес. Второй минус – «возможно, в российской реальности каждый взнос окажется коррупционно опасным», говорит она.
  • Сборы могут не прописываться законодателем в Налоговом кодексе, что влечет сложности с его оспариванием,

считает председатель комитета по налогам «Деловой России» Марина Зайкова. Еще один минус – быстрое и непредсказуемое увеличение фискальной нагрузки на бизнес на местах.

Какие налоги и сборы действовали в России в 1990-е годы

  • Налог на рекламу. Уплачивали юридические и физические лица, рекламировавшие свою продукцию.
  • Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Уплачивали юридические и физические лица, перепродававшие указанные товары.
  • Сбор с владельцев собак. Вносили физические лица, имевшие собак (кроме служебных) в городах.
  • Сбор за парковку автотранспорта. Вносили юридические и физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных для этих целей местах.
  • Сбор за участие в бегах на ипподромах. Вносили юридические и физические лица, выставлявшие своих лошадей на состязания коммерческого характера.
  • Сбор за уборку территорий населенных пунктов. Вносили юридические и физические лица (владельцы строений).
  • Сбор за право использования местной символики. Вносили производители продукции, на которой использована местная символика (гербы, виды городов, местностей, исторических памятников и прочее).
    Источник: закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
Запись опубликована в рубрике НОВОСТИ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.