Вот и пришло время расплатиться российскому бизнесу за свое многолетнее соблюдение политического нейтралитета-мол вы там решайте свои политические задачи, создавайте партии и коалиции,ставьте муниципальные фильтры,ходите на митинги, а мы будет зарабатывать капитал, заниматься инвестициями и «исправно платить налоги» по мере сил, чтобы спалось хорошо -вот наше бизнес кредо. Эта принципиальная позиция сформировалась сразу после того, как из российской экономики исчез такой игрок как компания Юкос, а его основатель был отправлен по этапу отбывать срок. Российские бизнесмены сделали вывод-надо обходить все общественно-политические сражения стороной, а то себе дороже. Это устраивало власть, это устраивало бизнес.
Но ситуация в России сегодня кардинально изменилась и в общественной жизни и в экономике. Появились риски и долгосрочная нестабильность в финансовой сфере. что будет делать в такой ситуации российский бизнес? Станет ли он сотрудничать с политическими партиями, что бы доказывать через общественные институты свою точку зрения? Или будет вечным просителем? Время покажет. Пока же бизнесмены готовы только к тому, чтобы стоять у «парадного подъезда» и ждать милости.
Партия Возрождения России считает, что отечественный бизнес сегодня может и должен быть активнее в формировании стратегии развития общественно-политического и экономического курса. а то так можно остаться на обочине истории…
Бизнес предложил Медведеву семь шагов для спасения экономики от спада
Россию ждет экономический спад и сокращение доходов бюджета, если правительство не откажется от повышения налоговой нагрузки на бизнес с 2015 года, предупреждает РСПП премьера Дмитрия Медведева. Но этого еще можно избежать
Чего боится бизнес
«Предлагаемое увеличение фискальной нагрузки на бизнес, по оценке РСПП, может привести к экономическому спаду, падению конкурентоспособности российских компаний, в том числе в среднесрочной и долгосрочной перспективе, и в конечном итоге сокращению бюджетных доходов», – говорится в письме за подписью президента РСПП Александра Шохина. Союз недоволен теми законопроектами, которые уже внесены в Госдуму. Речь идет о повышении налога на дивиденды с 9 до 13%, повышении водного налога, отмене порога зарплат для отчислений в ФОМС и нефтяном налоговом маневре.
Помимо прямой фискальной нагрузки ожидаются дополнительные неналоговые обременения и расходы компаний, «которые по размеру сопоставимы с налогами и сборами», жалуются предприниматели. Кроме ускоренной индексации тарифов естественных монополий в их числе – инициативы по введению платы за резерв мощности в электроэнергетике, повышению платы за негативное воздействие на экологию, введению наилучших доступных технологий, созданию недропользователями ликвидационных фондов, перечисляет Шохин.
Озабоченность бизнесменов вызывает и одобренный депутатами во втором чтении законопроект, который меняет порядок возбуждения уголовных дел за налоговые преступления. Документ «не обеспечил «содержательность» заключения налогового органа по материалам, направленным следственными органами», в проекте «отсутствуют предложения по увеличению порогового значения для определения крупного и особо крупного ущерба по налоговым преступлениям».
Торгово-промышленная палата разделяет озабоченность РСПП по поводу этого законопроекта, сказал РБК замдиректора юридического департамента ТПП Дмитрий Фадеев. «Арест предпринимателя и возбуждение уголовного дела фактически ставится в зависимость от добросовестности налогового инспектора, бесперебойной работы почты и других, в том числе коррупциогенных факторов», – говорит он.
«Дорожная карта» для правительства
Но все еще можно исправить, считают в РСПП и предлагают для этого «дорожную карту» из семи пунктов. В письме союз рекомендует не повышать текущую налоговую нагрузку как минимум до 2018 года в любом формате и отказаться от «избыточного ужесточения» уголовной ответственности для предпринимателей по налоговым преступлениям. После 2018 года предлагается придерживаться отлогательного принципа вступления в силу решений о повышении фискальной нагрузки. На практике это должно означать, что с момента принятия соответствующих законов до вступления их в силу должно проходить не менее двух лет.
«Отлагательный порядок вступления в силу решений по налогам – вещь правильная и необходимая. Он поможет бизнесу более уверенно заниматься планированием», – поддерживает РСПП уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Кроме того, крупный бизнес предлагает проводить оценку регулирующего воздействия (ОРВ) по всем законопроектам, регулирующим налоговую сферу, социальное страхование и тарифы. А те увеличивающие нагрузку налоговые инициативы, которые не прописаны в основных направлениях налоговой политики, нужно вообще не рассматривать. Также нужно провести оценку уровня неналоговых финансовых обременений для бизнеса, как действующих, так и предлагаемых.
Наконец, РСПП хочет ввести универсальные льготы для инвестиционно активных компаний, включая инвестиционную льготу.
Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова не комментирует заявление РСПП. Встреча Дмитрия Медведева с РСПП для обсуждения налоговых претензий не планируется, сообщила она.
В Минэкономразвития письмо РСПП, отправленное премьер-министру, не поступало и не прорабатывалось, говорит представитель ведомства.
«Не трогай лихо, пока оно тихо. Не надо работающую [налоговую] систему пытаться докрутить», – заявил ранее в интервью «Эху Москвы» глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Министр отметил, что является категорическим противником введения прогрессивной шкалы подоходного налога. По его мнению, подобное решение будет реакционным шагом. Кроме того, он не поддержал инициативу Минфина по введению разного рода региональных сборов, назвав эту идею «скрытым подъемом налогов».
Нет открытого диалога
Предприниматели жалуются не только на опасность повышения нагрузки на бизнес, но и на то, что «судьбоносные для бизнеса решения принимаются с колес». Еще 19 сентября на Cочинском экономическом форуме президент РСПП в интервью телеканалу РБК говорил, что «способ, которым вносятся эти законы, не позволяет нам сделать экспертизу, вести дискуссию… Кроме того, это оставило в тени маленькие поправочки к законодательству: повышение налога на дивиденды с 9 до 13%, индексация водного налога в разы, налогообложение имущества, которое полностью амортизировалось, кадастровая оценка налога на недвижимость – ничего не проработано».
Из этих инициатив малый бизнес сейчас больше всего волнует отмена порога зарплат для отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования, пояснил РБК руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Иван Ефременков. По его словам, это негативно скажется на ведении бизнеса, может прервать тенденцию перехода на белые зарплаты, особенно в малом бизнесе.
Необходимо вернуться к публичному обсуждению этих налоговых инициатив и «обратить внимание на несоблюдение процедур публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов в этой сфере», указывает Шохин.
«Во многих отраслях бизнес в России находится на пороге рентабельности. Любое повышение фискальной нагрузки воспринимается им негативно и ведет к оттоку капиталов, закрытию предприятий, переходу к серым схемам, – отмечает Борис Титов. – Каждое решение о ее повышении должно тщательно просчитываться».
Это правильная мера, зачастую обсуждение повышения налоговой нагрузки начинается тогда, когда политическое решение о введении новых налогов уже принято, констатирует Иван Ефременков.
В сентябре в качестве примера Шохин привел дискуссию по налогу с продаж и НДФЛ: «Только премьер подписал документ налоговой политики, который обсуждался [одобрен правительством на заседании 3 июля], и тут же после были вброшены документы о повышении НДФЛ, налога с продаж». «Мы долго не могли найти авторов. Минфин давал понять, что не все нравится ему. Дискуссия шла: налог с продаж или НДФЛ. Сначала отказались от повышения НДФЛ. Вчера отказались и от налога с продаж, но это не значит, что эти дискуссии прекратились». Шохин считает, что в итоге таких методов дискуссии правительство, несмотря на свои обещания, «идет на повышение налоговой нагрузки».
Добиться отказа от введения налоговых инициатив в РСПП могут только в редких случаях и только в объединении с другими деловыми организациями, следует из текста письма. Но авторы тут же добавляют, что отказ от налога с продаж, против которого активно выступали предприниматели, «привел к риску появления еще более непрозрачного налога – сбора за право заниматься определенным видом деятельности».
Экономика начинает негативно реагировать на повышение налогов, но ими все не ограничивается, считает главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. «Рост издержек российских компаний превышает рост производительности, а чрезмерное регулирование со стороны государства в вопросах лицензирования значительно затрудняет малому и среднему бизнесу выход на рынок», – перечисляет эксперт.