Заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека состоялось 14 октября 2014 года.
И.ШАБЛИНСКИЙ: ..Во-первых, есть такая новая норма, введенная в мае этого года, о том, что надо на региональных выборах получить 3 процента подписей избирателей округа, это поправка мая этого года. Это очень высокий показатель, его преодолеть невозможно. Преодолевали некоторые кандидаты, но их легко отсеивали те же избирательные комиссии довольно произвольно.
Далее муниципальный фильтр, о котором все уже известно, его используют эти три года. Общее впечатление такое: этот муниципальный фильтр просто инструмент для правящих губернаторов, которые подбирают себе наиболее удобных спарринг-партнеров, наиболее слабых. Таким образом, вот три проблемы в области избирательного права. Нужны другие принципы формирования избирательных комиссий, чтобы они не были такими зависимыми от администрации.
Второе, все-таки процент подписей, который необходим для регистрации, должен быть не более одного процента.
Третье – муниципальный фильтр. Мне кажется, Вы все про это знаете. За три года он показал, что он просто обслуживает региональные элиты. Может быть, не нужна конкуренция как таковая?
Последнее – это избирательные блоки, которые могли позволить партиям хоть как-то объединять силы.
В.ПУТИН: Спасибо. Что касается трех процентов для того, чтобы зарегистрироваться в качестве депутата, я скажу Вам честно, я не принимал решение в этой процентовке – один процент, два, три. Это сами. Разница, конечно, большая. Но сами коллеги в администрации, депутаты все это обсуждали и принимали решение. Вы мне сейчас сказали – три процента. Я, честно говоря, даже и не помню, сколько процентов. Надо посмотреть, как это будет функционировать на практике. Если много, можно понизить. Понимаете, у нас большая страна, важно только, чтобы при необходимости создания конкурентной среды, что совершенно необходимо, я с Ильей Георгиевичем согласен полностью, но все-таки чтобы как-то систематизировано все это было.
Вот этот муниципальный фильтр, да, с одной стороны, это вроде как может помогать местным элитам, как Вы сказали, но у нас столько партий сейчас зарегистрировано. Мы же пошли в свое время на либерализацию партийной деятельности, но 70 с лишним партий. Вы представляете, извините за моветон, какие «портянки» будут там – людям в них не разобраться будет, когда на выборы придут. Знаете, я сам когда участвовал, пришел, посмотрел – я никого не знаю, в Москве выборы были, а что говорить о рядовом человеке. Там может быть 70 партий зарегистрировано, и все участвуют. Кого выбирать там – вообще ничего непонятно.
Я не говорю, что это единственно возможный способ какой-то здравой организации этого процесса, но он же применяется во многих странах. Это не значит, что он должен навечно быть так сохранен, но давайте посмотрим, как это все функционирует, и будем, может быть, вносить какие-то изменения, в том числе и в принципы формирования комиссий.