Партия Возрождения России потребует от Правительства Москвы целевой программы по поддержке социально ориентированного бизнеса.
19 февраля 2015 в Мосгордуме состоится заседание Общественного Консультативного Совета политических партий на тему «О поддержке и защите среднего и малого бизнеса в Москве и о мерах по развитию предпринимательства в городе в условиях экономического кризиса и экономических санкций против России». На Совет приглашены представители профильных департаментов Правительства Москвы, депутаты Мосгордумы, представители московского бизнес сообщества и эксперты.
Накануне в рамках работы комиссии ОКС по бюджету и финансовой политике члены Совета заслушали мнение представителей общественных организаций, представляющих интересы малого бизнеса в Москве. Они консолидировано выступили с критикой Правительства Москвы, которое очень медленно и неохотно идет на диалог с бизнесом, а зачастую нарушает договоренности. Члены комиссии отметили, что озабоченность и тревогу действиями московских чиновников, ответственных за развитие предпринимательства в Москве, высказали в различных федеральных министерствах. В СМИ прошла информация о встрече чиновников Москвы с первым заместителем Председателя Правительства РФ Игорем Шуваловым, который поставил под сомнения целесообразность принимаемых Правительством Москвы решений, в частности строительство торговых павильонов за счет бюджета города.
Партия Возрождения России активно поддерживая бизнес сообщество Москвы на предстоящем заседании ОКС обратится к Правительству Москвы со следующими предложениями:
Согласно вступившему в силу с 1 января 2015 года Федеральному закону №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан РФ» от 28.12.13г, сегодня средний и малый бизнес может наравне с государственными учреждениями участвовать в социальном обслуживании москвичей, поэтому ПВР считает, что Правительство Москвы должно оперативно и безотлагательно озаботиться формированием целевой программы по развитию социально ориентированных компаний в столице.
Для этого необходимо создать Центр социального предпринимательства в Москве, в котором можно получить всю необходимую методическую
информацию и обучение (семинары и лекции-возможно платные) по созданию социально ориентированного бизнеса. С чего начинать, какие требования, какие вложения.
На базе этого информационно-обучающего центра целесообразно формировать концепцию и программу по поддержке социально ориентированного бизнеса. Проводить семинары, круглые столы.
Задействовать изучение международного опыта, привлечь к работе Центра социального предпринимательства в Москве отечественные Фонды, которые на практике реализуют социальные программы. Они есть.
Учредить под эгидой Правительства Москвы ежегодный Социальный бизнес Форум, на котором бы бизнес делился своим инновационным опытом и лучшими практиками в области социального обслуживания населения.
Считаем целесообразным, чтобы Правительство Москвы предоставило все условия для социально ориентированного бизнеса в направлении льготных субсидий и кредитов. Освобождающиеся в ходе мер по оптимизации московской системы здравоохранения здания, на наш взгляд, должны быть направлены на развитие социального обслуживания населения.
Считаем важным, чтобы мэр Москвы лично ежегодно проводил встречи с социально ориентированным бизнесом, задействовав поощрительные программы.
Предлагаем Правительству Москвы сформировать Фонд по поддержке социально ориентированного бизнеса.
Понятие «предпринимательство» многие привыкли отождествлять со словом «прибыль». Соответственно, цель любого предпринимателя — заработать как можно больше денег. Сложно представить, что есть люди, которые, занимаясь бизнесом, думают в первую очередь не об извлечении прибыли, а о решении социальных проблем. Однако в мире социальное предпринимательство не только существует, но и развивается. Что касается России, здесь, в сфере оказания социальных услуг работает только около 1% предпринимателей. Агентство АСИ подтверждает эту цифру. Впрочем, это неудивительно, ведь в нашей стране решением проблем в данной сфере традиционно занималось государство. Но с 1 января 2015 года вступил новый закон. Однако многие социальные задачи по-прежнему остаются нерешенными, и здесь на помощь государству мог бы прийти частный
бизнес. Да-да, именно бизнес, так как социальное предпринимательство — вовсе не благотворительность. Помощь обществу должна сочетаться с самоокупаемостью компании за счет продажи товаров или услуг. Отчасти эта задача не благородной позиции бизнеса в России, а позиция государства и муниципалитетов.
Социальное предпринимательство для нашей страны — понятие достаточно новое, и в этом заключается проблема. На сегодняшнем этапе необходима популяризация концепции социального предпринимательства, причем не только в среде предпринимательского сообщества, но и у региональной и местной власти.
Партия Возрождения России озабочена тем, что Правительство РФ и Губернаторы мало значения уделяют информационной политике. В связи с этим, ПВР выступила с жесткой критикой на недавнем заседании Совета Непарламентских партий в Государственной Думе.
Решению данной задачи должно способствовать создание в регионах России центров инноваций в социальной сфере. В Москве в первую очередь, так как в столице сегодня есть все возможности: культура и традиции восприятия зарубежного опыта. По мнению директора направления «Социальные проекты» АСИ Владимира Яблонского, такие центры могут стать точками роста социальной предпринимательской активности, обучающими и консультационными пунктами в регионах. «Есть предприниматели, которые знают, что и как надо делать в социальном секторе, и готовы поделиться опытом, и есть люди, желающие получить знания. Надо их соединить», — поясняет он.
Нужны первые истории успеха, их широкое освещение в средствах массовой информации. У нас в бюджете РФ (данные ОНФ) заложено 36 млр. рублей на самопиар регионов в 2015 году. Вот это хороший бюджет для пропаганды социально ориентированного бизнеса!
Развитие социального предпринимательства относится к приоритетной группе мероприятий, реализуемых в рамках госпрограммы поддержки малого и среднего предпринимательства. Программа предусматривает выделение субсидий проектам в сфере социального бизнеса. В 2012г. в шести субъектах РФ такие проекты финансируются за счет средств регионального и федерального бюджетов. При этом размер субсидии из федерального бюджета на поддержку одного проекта в сфере социального бизнеса
составляет 600 тыс. руб. Партия Возрождения России считает, что этого мало!
«По итогам конкурсного отбора субъектов РФ в 2012г. поддержаны заявки шести регионов на общую сумму 88,093 млн руб. Средства региональных бюджетов, направляемые на реализацию этого мероприятия для софинансирования федеральной субсидии, составляют 47,6 млн руб. (данные из минэкономразвития). По итогам реализации мероприятия в текущем году грантовую поддержку планируется оказать 230 социально ответственным предпринимателям. Из них 80 поддержка будет оказана за счет средств регионального бюджета, 150 — за счет средств федерального бюджета.
Кроме субсидии, социальные предприниматели могут воспользоваться всем комплексом мер, предусмотренном госпрограммой. Это может быть и микрокредитование, поручитнльство гарантийных фондов, и ряд других мер.
Однако не только государство оказывает поддержку социальным предпринимателям в России. Помощь приходит, в том числе, и со стороны частных лиц. Одним из первых помогать в создании собственного бизнеса инвалидам, многодетным семьям, воспитанникам детских домов и тем, кто в гражданской жизни часто остается невостребованным, начал Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Учредителем фонда является президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Коренное отличие данного фонда от благотворительного заключается в том, что финансирование проектов осуществляется на заемной возвратной основе. Такой инструмент позволяет оказывать помощь в решении социальных проблем не разово, а на постоянной системной основе.
В Москве Партия Возрождения России считает важным создать свой региональный Фонд поддержки социального предпринимательства. В регионах уже создают фонды поддержки представители малого и среднего бизнеса. Например, в Омске группой малых предпринимателей организован фонд для финансирования социальных проектов с капиталом в размере около 7 млн руб.
Несмотря на то, что социальным предпринимателям оказывается моральная поддержка, сделать еще в этом направлении предстоит немало. Актуальным является вопрос о правовом регулировании понятия «социальное предпринимательство». Нормативного закрепления этого термина в России нет. В нашей стране под ним часто подразумевается все: от бизнеса в социальной сфере до благотворительных проектов.
Единственная официальная формулировка существует в приказе Минэкономразвития. В свою очередь отсутствие законодательной базы на сегодняшний день не позволяет бизнесу свободно развиваться в данном направлении. Эксперты подчеркивают необходимость прописать четкие критерии отнесения проекта к числу субъектов социального предпринимательства. Кроме того, нормативно должны быть закреплены ограничения по расходованию средств, формы государственной поддержки.
По словам представителя АСИ, помочь социальным предпринимателям могло бы внедрение института социальной аренды, когда муниципальные или бюджетные организации предоставляют помещения по льготным ставкам. Например, социальная аренда позволила бы в какой-то мере решить проблему с очередями в детские сады за счет организации частных учреждений. Очередь в детские сады огромна, строить их с нуля дорого, а потому институт социальной аренды необходим.
Еще одним инструментом поддержки является заказ со стороны муниципалитетов таким компаниям на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Не стоит бояться неизвестного, ведь социальные предприниматели могут стать в хорошем смысле даже конкурентами государству, демонстрируя новые подходы ко многим социальным проблемам.
Социальное предпринимательство — не удел нескольких необыкновенных личностей, спасающих мир. Все сильнее люди осознают проблемы ухудшения окружающей среды, укоренившейся нищеты, недостатки системы здравоохранения и образования и др. Число тех, кто будет своей деятельностью стараться решать актуальные социальные проблемы, увеличится. Тем более что и спрос на социальное предпринимательство в нашем обществе есть.
Граждане не в полной мере удовлетворены качеством услуг, оказываемыми бюджетными учреждениями. Поэтому существует гигантская ниша для социально ориентированного малого и среднего бизнеса. Чем больше будет таких «необычных» компаний, тем выше шансы на успешное решение актуальных социальных проблем.