Четыре губернатора готовятся к досрочным выборам
Среди них может оказаться Рамзан Кадыров
Несколько российских губернаторов могут попросить президента о досрочном сложении полномочий для участия в выборах в сентябре 2015 года. Такие переговоры, по информации источника Znak.com в администрации президента, ведут глава Чечни Рамзан Кадыров, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, глава Камчатской области Владимир Илюхин и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Также, в связи с арестом губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, видимо, досрочные выборы пройдут и на Сахалине. Хорошавин, впрочем, еще не отрешен указом президента о своей должности.
Помимо этого, в сентябре состоится 11 плановых прямых губернаторских выборов (в Марий Эл, Еврейской автономной области, Татарстане, Кемеровской, Пензенской, Тамбовской, Ростовской, Калужской, Калининградской, Брянской областях и в Чувашии) и одни – непрямые, в Северной Осетии. Кроме того, в связи с перестройкой схемы управления «тюменской матрешкой» ожидаются непрямые выборы в ХМАО и ЯНАО.
Собеседник издания, близкий к администрации президента, говорит, что серьезной конкуренции действующим главам регионов практически нигде не ожидается.
«В Марий Эл традиционно сильны коммунисты, но лидер отделения Иван Казанков – человек в возрасте, он едва ли сможет составить серьезную проблему действующему главе Леониду Маркелову. Рейтинг Маркелова невысок, но он может вести переговоры с КПРф по поводу будущих выборов по одномандатным округам в Госдуму и, например, предложить отдать его коммунистам или предложить сенаторскую позицию. В Еврейской автономной области недавно был назначен новый врио губернатора, Александр Левинталь. Регион там небольшой, у врио серьезная поддержка из федерального центра, проблем не будет. В Татарстане у Рустема Минниханова также проблем быть не должно, а если какие-то вопросы к нему и возникнут, республиканские литы будут решать их в непубличной плоскости. По Кемеровской области так и не решен вопрос, идет ли на новый срок высокорейтинговый, но пожилой Аман Тулеев. Но даже если он и не пойдет, врио будет назначен или его преемник или человек, который будет изображать преемника. В последнем случае могут возникнуть проблемы с самим Тулеевым, но мелкие. Оппозиция в Кемеровской области ничего добиться не сможет.
Что касается Пензенской и Тамбовской областей, были слухи в кулуарах, что возможна смена руководителей региона незадолго до начала кампании, однако надо учитывать нынешний тренд – не расшатывать политическую ситуацию, постоянно меняя губернаторский корпус. Проблема и Василия Бочкарева (губернатор Пензенской области), и Олега Бетина (губернатор Тамбовской области), в том, что они оба находятся у власти с конца 90-х, это может послужит аргументом не в их пользу. При этом серьезной консолидированной оппозиции в тих регионах также не наблюдается.
Едва ли возможны проблемы и с выборами губернатора Ростовской области. Александр Артамонов, губернатор Калужской области – круглый «отличник». У него есть недоброжелатели, но как только его переназначат, все выпады уже не будут иметь значение. Два проблемных региона — Чувашия и Калининградская область. У нынешнего главы Чувашии Михаила Игнатьева есть проблемы с бывшим губернатором Николаем Федоровым. Тот хотел назначения другой персоны, и с тех пор противостоит Игнатьеву. Кроме того, в этом регионе исторически сильны позиции КПРФ. Калининградская область в силу географических особенностей – регион повышенной протестности. Недавно там пошел крупный митинг, на котором требовали в том числе отставки губернатора. Пока что это выглядит как попытка сорвать переназначение, кроме того, там нет альтернативной кандидатуры. В Брянской области ситуация похожа на прошлогоднюю ситуацию в Волгоградской области: сменили непопулярного губернатора, кроме того, Александр Богомаз позиционирует себя как кандидата от ОНФ, поэтому кампания должна-показательной», — считает источник, близкий к администрации.
Глава Агентства политических и экономических коммуникаций, член Высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов считает, что конкуренция на этих губернаторских выборах будет выражаться в форме активной игры оппонентов действующей власти в своих региональных нишах.
«У оппозиции есть проблема в выдвижении кандидатов, равновеликих врио губернаторов. Вторая проблема – оппозиционные элиты должны быть консолидированы. Третья проблема – в наличии ресурсов для обеспечения или второго тура, или же результата, который позволил бы усомниться в абсолютной победе кандидата от власти. Пока не вижу ни в одном регионе сочетания всех трех факторов, хотя ниши для оппозиционеров будут расширяться. Например, Калининградской области альтернативного Цуканову кандидата нет, и при всех проблемах действующего губернатора, ничего катастрофического там не происходит. Если говорить о досрочных выборах, то я бы оценил такой сценарий для Ленинградской и Иркутской областей как возможный. И в том, и в другом регионе есть представители оппозиции, которые выступают против губернаторов, но нет никакого внутреннего раскола элит и предпосылок для создания хоть какой-то серьезной альтернативной коалиции», — считает Орлов.
Если считать конкурентными те кампании, где будет реальная борьба за власть в регионе, то таких не будет вообще, согласен глава Политической экспертной группы Константин Калачев.
«Если под конкуренцией понимать наличие среди кандидатов не только спойлеров, но и политиков, пусть не претендующих на первое место, но использующих выборы для раскрутки себя и партии под другие кампании, то ситуация выглядит небезнадежной. Выборы 2016 требуют актуализации конкурентов Единой России уже в этом выборном цикле. Помимо этого серьезное влияние на ход кампании оказывает большая или меньшая прочность позиций действующих глав. Где-то оппозиция и оппоненты могут попробовать эти позиции пораскачивать, чтобы доказать Кремлю, что решение о сохранении главы целесообразно пересмотреть. Далеко не все главы популярны. У некоторых достаточно высокие антирейтинги. Как относительно проблемных можно выделить глав Марий Эл, Чувашии и губернатора Калининградской области. Пока не решен окончательно вопрос по губернатору Пензенской области Бочкареву. Там абсолютно-управляемая электоральная ситуация, но усталость от 17-летнего правления тоже есть», — считает Калачев. По его словам, заведомо сильных игроков обычно отсекают еще до начала избирательной гонки, не давая конкурировать со слабыми губернаторами на выборах.
В условиях наличия муниципального фильтра (количества подписей муниципальных депутатов в поддержку кандидата в губернаторы для его регистрации на выборах) конкуренция – это или акт доброй воли губернатора или же воля федерального центра, отмечает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.
«Есть регионы со слабыми губернаторами – Северная Осетия, Чувашия, Калининградская область. Думаю, они будут самыми проблемными. В остальных случаях даже непонятно, откуда может появиться хорошо организованная оппозиция. Не думаю, что сами губернаторы захотят портить себе жизнь во время кампании, да и федеральный центр не захочет сам себе создавать проблемы, допуская на выборы серьезных конкурентов», — отмечает Кынев.