В ОНФ считают, что правительство должно более продуманно подходить к преобразованиям медучреждений
Активисты рабочей группы Общероссийского народного фронта «Социальная справедливость» проанализировали исполнение правительством поручения президента РФ, лидера ОНФ Владимира Путина о преобразовании федеральных медучреждений с целью повышения эффективности использования их ресурсов на региональном уровне. Действия правительства, осуществляемые в данный момент в этой сфере, не соответствуют ни букве, ни смыслу поручения главы государства, сделали вывод представители ОНФ и посоветовали администрации президента не снимать поручение с контроля, а кабмину – добавить продуманности и системности в эту работу.
В докладе правительства об исполнении поручений приведен список из пяти федеральных медицинских учреждений (Саратовский НИИ кардиологии, Уральский НИИ травматологии и ортопедии, Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров, Национальный медико-хирургический центр им. Пирогова, санаторий «Голубая волна»), которые проходят процесс «преобразования» по поручению президента РФ и передаются в связи с этим субъектам РФ.
Эксперты рабочей группы проанализировали информацию из открытых источников о пяти упомянутых в докладе медицинских организациях и выяснили, что процесс проходит в крайне закрытом режиме. Информацию в открытых источниках о происходящих процессах в системе здравоохранения удалось найти только по трем регионам. И только в одном случае не возникло вопросов в обоснованности и продуманности передачи федерального учреждения в ведение региона. Это ФГБУ «Саратовский научно-исследовательский институт кардиологии», на базе которого будет организован Областной кардиологический диспансер с замкнутой системой оказания медицинской помощи, включающей амбулаторный прием, экстренную высокотехнологичную помощь больным с острым коронарным синдромом, а также медицинскую реабилитацию.
На этом фоне большие сомнения вызывает реорганизация ФГБУ «Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова». В рамках процесса «преобразования» предполагается выделить из него Санкт-Петербургский многопрофильный центр и присоединить его к Санкт-Петербургскому государственному университету. Предполагается, что вновь образованное учреждение станет клинической базой для подготовки студентов медицинского факультета и факультета стоматологии и медицинских технологий СПбГУ. Но непонятно, как будет организована клиническая подготовка студентов факультета стоматологии, если центр специализируется на сердечно-сосудистой хирургии (включая операции на открытом сердце), эндокринной хирургии, травматологии и ортопедии, урологии, гинекологии, онкологии, нейрохирургии. Эксперты ОНФ опасаются, что «преобразование» ФГБУ «Санкт-Петербургский многопрофильный центр» закончится простым сокращением его сотрудников и передачей имущества университету.
Подобное происходит потому, считают члены рабочей группы ОНФ, что реорганизация медучреждений ведется без должной проработки вопроса в каждом конкретном случае. Это делается эпизодически, без комплексного анализа целесообразности передачи того или иного медучреждения с федерального уровня на региональный. Что говорит об отсутствии системной работы в данном направлении, в том числе единого плана действий, проработанного с учетом мнения отраслевых экспертов и согласованного на всех уровнях.
В своем докладе правительство говорит о том, что готовит новый план преобразования федеральных медучреждений с передачей в ведение регионов, но не раскрывает ни учреждений, ни подходов, которые закладывает в этот процесс. В целом, как отмечает само правительство, в результате оптимизации сети медицинских организаций и их коечного фонда число подведомственных Минздраву медучреждений сократилось со 187 до 178 (на 9 организаций). Их коечный фонд уменьшился на 1440 мест, включая места в санаториях, а коечный фонд регионов сократился за год на 47,8 тыс. коек.
«Процесс ради процесса не нужен ни президенту, ни россиянам. И поручение президента не должно восприниматься как сигнал к механическому сокращению коечного фонда. Поручение предполагало изменения в целях повышения качества обслуживания населения и эффективности использования имеющихся в системе ресурсов. Мы считаем, что правительство должно более продуманно подходить к исполнению этого поручения. Например, определиться, по каким критериям должен проводиться отбор медицинских организаций, планируемых к передаче с федерального уровня на региональный, и главное – с целями, которых достигнет наше здравоохранение, проведя данные изменения. В их числе должна быть, на наш взгляд, прежде всего способность региона обеспечить эффективное функционирование принятого в собственность медучреждения. Также необходимо повысить уровень публичности принимаемых в этой сфере решений. Это придаст работе системный характер, будет препятствовать возможным негативным последствиям при изменении формы хозяйствования. Информация обо всех передаваемых объектах должна находиться в открытом доступе», – считает член рабочей группы «Социальная справедливость», советник Российской академии наук, доверенное лицо Владимира Путина Сергей Колесников.
Он пояснил, что такой план прежде всего должен содержать подробное обоснование передачи объекта с федерального уровня на региональный.
«В том числе нужно иметь представление, потянет ли региональный бюджет содержание еще одного медицинского учреждения, не снизится ли при этом качество медицинского обслуживания, что будет с коечным фондом. Также требуется понимать, как в ходе реорганизации будут решаться кадровые вопросы, соблюдаться права работников медучреждений. В противном случае мы не сможем говорить о качественном исполнении поручения президента. Печально, что под словом «оптимизация» понимается не улучшение качества обслуживания населения и уровня медицинской помощи, а финансовый термин, подразумевающий только сокращение затрат на здравоохранение на федеральном уровне. Дискредитируется само слово и смысл поручения президента», – отметил Колесников.
Владимир Путин в ряде поручений, данных по итогам форума Народного фронта «Строительство социальной справедливости» (март 2013 г.) и «Форума действий» (декабрь 2013 г.), поставил перед правительством задачи совершенствования деятельности федеральных медицинских организаций, а также эффективного использования их коечного фонда для обеспечения доступности медицинской помощи для населения.