В Калининграде состоялся Круглый стол по очень злободневной теме- проблема преодоления муниципального фильтра при выдвижении кандидата в губернаторы. В дискуссии принял участие руководитель РО ПВР Владимир Паньков
Калининград, 26 марта 2015 года
Начало в 15:30 (16:30 мск)
Площадь Победы, 4а, бизнес-центр «Калининградский пассаж»
конференц-зал на 4-м этаже (проход через 5-й этаж)
Действующий с 2012 года федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» допускает к участию в выборах губернаторов только кандидатов, собравших подписи от 5 до 10% муниципальных депутатов региона.
В целом ряде субъектов Российской Федерации «муниципальный фильтр» был использован для отказа в регистрации оппозиционным кандидатам.
В Калининградской области, где выборы губернатора пройдут в единый день голосования 13 сентября 2015 года, «муниципальный фильтр» установлен на уровне 8%.
Участники круглого стола:
Юрий Гурман, председатель правления Межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС-Урал», директор Ассоциации муниципальных образований и городских поселений
Владимир Дулов, член Гильдии отечественных специалистов по государственным и муниципальным заказам
Сергей Рыбин, координатор Межрегионального общественного движения в защиту прав избирателей «ГОЛОС» в Калининградской области
Ильдар Фасеев, эксперт по законодательному регулированию, член Европейского клуба экспертов местного самоуправления
Ведущий: Владимир Кара-Мурза (мл.), координатор Открытой России
ЦИТАТЫ:
Юрий Гурман:
— Конституционный суд зафиксировал, что не может использоваться инструмент муниципального фильтра как препятствие к политической конкуренции. Установление требований не должно использоваться ни в целях создания необоснованных преимуществ кандидата, представляющего определенную политическую силу, ни для произвольного исключения из избирательного процесса кандидатов, находящихся в оппозиции. При сборе подписей граждан в поддержку того или иного кандидата нельзя собирать подписей более, чем предписано законом. Если региональная власть решит заблокировать возможность выхода, поскольку каждый муниципальный депутат имеет право одной подписи, то все депутаты мобилизуются и подписывают за одного кандидата, и всем остальным не из кого выбирать. Конституционный суд как раз сказал о том, что это недопустимо. В Москве, когда выдвигали Собянина, там погорячились и собрали больше, чем положено по закону. И возник, по сути дела, правовой тупик. Именно поэтому Единая Россия вынуждена была поддержать альтернативного кандидата. Потому что иначе было очевидное нарушение принципа, зафиксированного Конституционным судом.
— Собрать подписи с населения о том, что жители этого муниципального образования хотят, чтобы глава этого муниципального образования выбирался. И выразить эту позицию в виде подписей. С этим делом можно смело идти в Конституционный Суд, и я думаю, что там все-таки эти вещи будут иметь серьезное значение. Подписи — это инструмент, который позволяет в нужный момент в заседании Конституционного Суда их предъявить и сказать: «Часть 2 пункта 1 статьи 131 Конституции гласит, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».
— Мы поняли, что закон нужно отменять и признавать его не соответствующим Конституции. Но для того чтобы продумать всю эту цепочку и дойти до Конституционного Суда, нужно было совершить какое-то действие, которое потом там будет главным аргументом. Вот для этого я пришел в избирательную комиссию, написал абсолютно идиотское с точки зрения нормальной логики заявление с просьбой зарегистрировать меня в качестве кандидата, собрал весь пакет документов с подписями избирателей, о том, что я выдвигаюсь как одномандатник. Принес в комиссию. Они мне говорят: «Ты что, идиот? У нас нет одномандатников!» Я говорю: «Ребята, может быть, я идиот, но вы мне дайте письменный отказ о том, что «мы отказываем тебе, поскольку применяется исключительно пропорциональная система»». Вот этот отказ на мое абсолютно идиотское в этой ситуации обращение послужил, по сути дела, ключевым основанием того, чтобы можно было потом признать, что нарушено мое право.
Ильдар Фасеев:
— Когда этот закон появился, многие муниципалы говорили, что роль местного самоуправления возрастет — они же будут поддерживать кандидатов местного самоуправления. И тогда я объяснял, что, на самом деле, для местного самоуправления будет только хуже, потому что давление на них вырастет. Раз нужно поддержать каких-то кандидатов, просто-напросто будет оказываться больше давления для того, чтобы они там не ушли в сторону, не поддержали не того, кого надо. Реально, из той практики, которую я наблюдал и изучал по источникам и материалам из других регионов, так оно и произошло.
— Задача гражданского общества и гражданских и общественных организаций — включаться в процесс, хотя перспективы победить здесь нет. Но включаясь в этот процесс, показывать, что муниципальный фильтр — это фикция, этот муниципальный фильтр — на самом деле административный ресурс, и без него ничего нельзя сделать.
— Если вы решаете какую-то проблему, любую, хоть объединение городских округов, то не только соберите подписи, но и возьмите на обсуждение этих вопросов с губернатором трех-четырех или десять жителей, которые сдали свои подписи. И чтобы они свое мнение высказывали не юридическим языком и не так грамотно, как вы, а как простые граждане высказались. На самом деле власти очень боятся людей.
Сергей Рыбин:
— Хочу сказать, что выборы губернатора в этом году начались еще даже два года назад на муниципальных выборах в Калининградской области. Последние два года был жесточайший прессинг на кандидатов-самовыдвиженцев, на кандидатов от неугодных политических партий. Собственно, кандидаты не были допущены до участия в выборах.
— Выборы (классическое определение) — это непредсказуемый результат по предсказуемым правилам. У нас же сначала демонстрируют кандидата, который победит на предстоящих выборах, которые состоятся через полтора года, а потом, все это время, начинают думать — как же поменять правила таким способом, чтобы этому кандидату удалось победить. И я думаю, что все-таки выборы наступят тогда, когда наступят понятные правила и непонятный результат.
Владимир Дулов:
— Проходящие в настоящее время реформы местного самоуправления в Калининградской области, на мой взгляд, именно ужесточают муниципальный фильтр, потому что уничтожаются муниципальные образования первого уровня, в которые проще всего политическим партиям выставить своих кандидатов, чтобы они победили. Нынешняя реформа, которая ликвидирует и сельские, и городские поселения, преобразовывая в городские округа, прежде всего, ударит и по этому муниципальному фильтру. Убирается еще одна возможность искать талантливых людей, которые могут управлять городскими и сельскими поселениями. Отсюда же убирают талантливых людей, убирается возможность отдать голоса в поддержку того или иного кандидата в губернаторы, который реально мог бы что-то сделать.
Михаил Чесалин:
— А Путин преследовал цель такую — снять с себя ответственность за назначение губернаторов. Сегодня он не назначает губернаторов де-юре. Сегодня как бы их избирает народ. Вот вся логика: президент как бы ни при чем, избирает народ, но на самом деле избирает того, кого он вам в единственном количестве безальтернативно вывел.
— Тех, кто разделяет мою позицию, я призываю рассказывать об этом людям. Если каждый расскажет своим знакомым, коллегам и друзьям, все будут об этом знать. Это раз. А уж тем более, если использовать современные средства связи, там «ВКонтакте», Facebook и прочие прелести коммуникации, будет знать еще и больше людей, еще и за пределами нашего региона. И второе, соответственно: выборов нет, но так или иначе, президент оценивает, кого же он там на самом деле рекомендовал к назначению народу. И, соответственно, отслеживает процент голосов, который подан за того или иного его назначенца. Мы можем участвовать, регулируя этот процент активностью населения, высказывая свои позиции, пожелания, в том числе публичными акциями, которые, в том числе, очень тщательно стараются запрещать в Калининградской области, но и не только у нас. Ну, и естественно, бороться за то, чтобы выборы были действительно выборами, а не декорациями выборов, чтобы люди имели возможность выдвижения, самовыдвижения, чтобы партии могли выдвигать без всякого муниципального фильтра.
Соломон Гинзбург:
— Муниципальный фильтр — это загородка, это заслон, это щит для того, чтобы закрыть дорогу к регистрации в кандидаты в губернаторы кандидату-неспойлеру.
— Я вот перед этой интересной встречей связался со своим хорошим другом Иваном Валентиновичем Стариковым, который баллотировался в губернаторы Новосибирской области, и он привел мне пример с русской рулеткой, когда кандидат вынужден в нее играть, полагаясь на честность и добросовестность муниципальных депутатов, которые ставят подписи в местах поддержки, так как проверить, а не поддержал ли он выдвижение другого кандидата, нет никакой возможности. Поэтому он и был снят, не допущен, потому что там обнаружилось несколько человек из партии ЛДПР, которые поддержали другого кандидата.
— Мы должны заниматься просветительством, объяснять ,кропотливо, по-мичурински взращивая ростки гражданского общества, что в конце концов люди должны стать народом, что электорат — это одноразовый народ, что мы должны понять, что нас просто используют и нас просто употребляют. Ну а как вести себя? Бойкотировать? Или, наоборот, всем участвовать? Использовать это как трибуну, для того чтобы показать даже на этапе сбора подписей, даже в случае, если ты не будешь зарегистрирован, когда ты будешь пытаться преодолеть эти трепально-чесальные механизмы муниципального фильтра, занимаясь пропагандой? Это уже вопросы тактики.
Олег Маркин:
— О ликвидации местного самоуправления. Преобразования подобного рода в сельской местности могут стать просто катастрофическими. Я не говорю про снижение гражданского поля, про то, что фактически уничтожается гражданское общество в зачатке, потому что на самом деле, вы не поверите, село начинает подниматься. Люди начали выходить, люди встали. Люди начали понимать, что от них что-то зависит.
Полную расшифровку круглого стола читайте здесь