Платным парковкам референдум не грозит
Эсэры решили не сдавать собранные подписи в Мосгоризбирком – слишком много подделок
Партия «Возрождения России» только из чувства политической политкорректности воздерживается от жестких и ироничных комментариев по поводу ситуации вокруг инициативы о проведении референдума в Москве,которую предложила партия Справедливая Россия. Просчет ли это руководства партии эссеров или (как версия) специальные договоренности с чиновниками города, чтобы не «раскачивать лодку»-это на совести Справедливой России. Но это одновременно урок всей политической системе в стране- такие важные общественные инициативы по злободневным и актуальным проблемам как референдум не должны попадать в руки общественных организаций,не способных довести дело до логического конца. Должна быть законодательно выработана «система защиты», чтобы право сбора подписей было не только у инициаторов. Это важно для развития общественного института по проведению референдумов. Партия Справедливая Россия подвела москвичей. Это факт. Многие хотели проголосовать на референдуме, который должен был пройти в единый день голосования 14 сентября 2014 года. Именно Референдум в Москве по парковкам должен был, по нашему мнению, повысить электоральную активность в этот день в столице! Но кому то это не выгодно. Вот и получили мы все хороший урок как не надо заниматься политической деятельностью!
Мы убеждены, что кандидаты от Справедливой России(если партия после всего этого,конечно,решит выдвигать своих кандидатов в Мосгордуму) не наберут и 1% голосов москвичей.
Первый в истории московский референдум, который должен был выявить отношение людей к платным парковкам, не состоится. Инициировавшая его «Справедливая Россия» заявила, что не станет сдавать собранные подписи граждан в Мосгоризбирком, поскольку среди них обнаружено слишком много подделок. Кто именно подделывал подписи, остается загадкой: эсэры намекают на «черные политтехнологии властей», а высокопоставленные источники «НГ» в мэрии – на то, что в партии изначально не рассчитывали на успех.
В последний день сбора подписей в поддержку референдума о введении платных парковок – 18 января – выяснилось, что его организаторы не намерены сдавать подписные листы в Мосгоризбирком. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов заявил, что после проверки, проведенной графологами, которых наняла сама партия, выяснилось, что значительное число собранных подписей поддельно. «Я могу ответственно сказать: мои товарищи по партии фальсификациями подписей не занимались, – заявил журналистам Миронов. – Из штаба мне стали докладывать регулярно, что фальшивые подписи приносят не только те, кто работает за деньги, но и волонтеры, люди, которые денег за это не получали. Зачем же они это делали?» Лидер эсэров дал понять, что считает происходящее спланированной провокацией, подчеркнув, что не будет говорить, «к каким молодежным организациям относились уличенные в подделках молодые люди».
Заявления эсэров появились сразу после разоблачительного фильма телекомпании НТВ, где говорилось как раз о «рисовании» подписей якобы прямо в штабе референдума. Заснятые журналистами молодые люди утверждали, что им платят по 4 руб. за подпись, и старались выбежать из комнаты, уклоняясь от бесед с журналистами. По словам Миронова, за два дня проверки были выявлены «десятки тысяч недостоверных подписей»: «И мы поняли, что, если даже принесем в Московскую избирательную комиссию неполное число подписей, референдум уже не состоится».
Лидер штаба по проведению референдума, муниципальный депутат от СР Илья Свиридов заявил «НГ», что власти, по его мнению, сначала дали эсэрам возможность действовать, а затем ее забрали: «В итоге наши сборщики-волонтеры начали приносить по 200 подписей в день каждый. Когда количество собранных голосов перешло за 100 тысяч, все засуетились: на наших сборщиков, информационные кубы и стойки натравливали полицию, которая всячески мешала работе. Апофеозом стала информационная атака через подконтрольные провластные СМИ».
Источники «НГ» в мэрии считают, что эсэры сами не рассчитали своих сил, когда попытались собрать такое количество подписей (143 тыс.) в столь короткий срок. Глава Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин в беседе с «НГ» заявил, что без помощи админресурса собрать такое количество невероятно сложно, а потому забраковать подписные листы для избиркома не составило бы никакого труда. В то же время перед Новым годом высокопоставленный источник «НГ» в мэрии утверждал, что власти референдума не боятся – на него не пришло бы достаточное (не менее 50%) число избирателей, чтобы признать его состоявшимся. Добро на проведение референдума дала в конце прошлого года и Мосгордума.
Изначально, по мнению экспертов, референдум мог рассматриваться властями в положительном ключе – он помог бы ввести платные парковки как бы с оглядкой на общественное мнение. Тем более что вопросы к людям были поставлены вполне нейтрально. В последнее же время заговорили о том, что проведение референдума планируется либо на апрель, либо и вовсе на сентябрь. То есть одновременно с выборами в Мосгордуму, что эксперты посчитали для власти неблагоприятным фактором.
«У референдума, который рассматривался экспертным сообществом как проект для самопиара эсэров, изначально не было никаких перспектив, – считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. – Позиция властей в начале этого процесса была не совсем внятной: теоретически она давала возможность проведения референдума, хотя для нее это было крайне невыгодно. Некоторое время ситуация со сбором подписей была пущена властями на самотек – многие думали, что по объективным причинам все сорвется на начальном этапе из-за необходимости собирать подписи в новогодние праздники, и решили не запрещать этот сбор и лишний раз не конфликтовать с эсэрами». В том же случае, если бы подписные листы все же дошли до Мосгоризбиркома, сказал эксперт, решение о его проведении все равно было бы заблокировано, поскольку проведение референдума в день выборов в Мосгордуму могло расколоть электорат и сорвать контроль над процессом голосования.
Алексей Горбачев, Екатерина Трифонова, Независимая газета