Роль местного самоуправления в мобилизации профессиональных общественных платформ и региональных инициатив по формированию стратегии общественного контроля.
Партия «Возрождения России» считает своим политическим приоритетом проведение масштабной работы по формированию структур гражданского общества в регионах в направлении роста авторитета местного самоуправления, способного формировать программы профессионального общественного контроля. Главной задачей такой работы является создание механизмов влияния граждан на власть и ее органы. Миссия гражданских ассоциаций и объединений заключается именно в том, чтобы стать эффективным посредником в диалоге граждан и органов власти и управления, создавать условия для такого диалога, задавать темы и повестки дня.
Партия Возрождения Россия исходит из того, что местное самоуправление — наиболее близкая к людям форма властной организации общества.
Мы можем констатировать, что местное самоуправление — наиболее приближенная к рядовому человеку форма властной организации общества, сочетающая в себе черты политической и гражданской организации. Именно на этом уровне наиболее непосредственно реализуется демократический принцип не посредственного влияния граждан на органы власти. ПВР считает необходимым приложить все усилия для максимального перераспределения функций по организации гражданской жизни на территориях — в пользу местного самоуправления.
Задача определяется нами на ближайшие 5 лет.
Функции государственной власти на территориях должны по большей части концентрироваться на контроле за соблюдением законодательства и на хозяйственных и социальных программах транстерриториального значения. Вся же основная организационно-административная работа на территориях, с соответственными бюджетными полномочиями, должна быть сосредоточена на уровне местного самоуправления.
Принципом, определяющим распределение полномочий между уровнями власти и управления, должен стать принцип субсидиарности. В соответствии с этим принципом, вышестоящие органы власти и управления наделяются лишь теми функциями и полномочиями, которые не могут быть эффективно реализованы нижестоящими органами власти и управления. Сумма компетенций выстраивается с нижних этажей организационной иерархии, и вышестоящие уровни власти наделяются полномочиями «по остаточному принципу». То есть, получают те полномочия, которые точно не могут быть реализованы внизу.
В соответствии с принципом субсидиарности, зона ответственности местного самоуправления может и должна быть существенна расширена. Соответствующим образом должна быть пересмотрена формула бюджетного процесса. ПВР считает необходимым обратить самое пристальное внимание на законодательное закрепление прав, полномочий и бюджетной обеспеченности органов местного самоуправления.
Вместе с тем, мы признаем необходимым законодательное введение принципа многоуровневого местного самоуправления. Многие низовые структуры,
существующие сегодня в формах гражданской самоорганизации (товарищества собственников жилья, кондоминиумы, органы территориального общественного самоуправления и т.д.) как функциональные площадки для общественного контроля, должны найти свое место в структурах местного самоуправления — как его нижний уровень. Это место должно получить законодательное закрепление с соответствующим распределением полномочий и бюджетного обеспечения.
И тогда можно на практике реализовывать лозунг: Коммунальную реформу — под контроль народа!
ПВР считает, что наиболее общественно-ранимые на сегодняшний день процессы в сфере ответственности местного самоуправления — это коммунальная реформа. Она непосредственно затрагивает интересы практически всех граждан Российской Федерации, безотносительно к месту проживания, уровню благосостояния и социальному статусу.
Нет никакого сомнения, что стратегия коммунальной реформы, заключающаяся в простом перераспределении расходов в пользу все увеличивающейся доли расходов населения, — ошибочна, безответственна и, по большому счету, преступна. Ибо это приведет к катастрофическим последствиям для граждан России, относящимся к категории малообеспеченных. А таких сегодня — от 40% до 30% от всего населения страны. (уточнить)
ПВР за то, чтобы дать больше полномочий органам представительной власти на местах!
В настоящее время существует принципиальный порок в организации местного самоуправления. Это — абсолютная бесконтрольность и ничем не ограниченные полномочия одного лица, главы администрации города или района. Именно бесконтрольность, безнаказанность, неподотчет ность глав администраций стали одним из фундаментальных условий полного произвола на уровне местного самоуправления. Поэтому мы предлагаем инкорпорировать на нижний уровень иерархии местного самоуправления общественные объединения и структуры по их функционалу, обеспечивая их жизнедеятельность региональным финансированием.
Кто сегодня должен осуществлять контрольные функции на уровне местного самоуправления? Эта инстанция давно известна, ее имя — представительная власть. Расширение прав представительной власти, во многом узурпированных местными администрациями — магистральный путь муниципальной реформы в России. Именно этот путь приведет к функциональному и реальному общественному контролю во многих сферах жизнедеятельности.
Именно представительная власть на территории муниципальных образований является главным и единственным носителем полномочий местного самоуправления! Об этом прямо и недвусмысленно говорит Статья 3 “Европейской Хартии местного самоуправления”, ратифицированная Российской Федерацией 11 апреля 1998 года.
Что говорит эта Хартия? “Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею… Это право осуществляется
советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Совет или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы…” .
Так говорит закон.
В реальности же все наоборот! Мэры избираются прямым голосованием и практически неподотчетны местным Думам. Этот порядок полностью противоречит ратифицированному Россией международному законодательству о местном самоуправлении.
Более того, он занесен в большинство городских и районных Уставов. Таким образом, эти Уставы, включающие в себя статьи о выборах глав местного самоуправления и их “собственных” правах и обязанностях — вообще противоречат закону. То есть, незаконны!
По сути дела, главы муниципальных администраций узурпировали принадлежащие Думам права местного самоуправления. Именно эта узурпация и позволяет им абсолютно бесконтрольно вершить дела на местах. Местные Думы превращаются в совершенно декоративные органы, в бессильные довески к аппарату администрации.
К чему приводит бесконтрольная единоличная власть, хорошо известно. К бесконечным и чудовищным по масштабу злоупотреблениям этой властью. Единственной преградой этим злоупотреблениям может стать восстановление коллегиального принципа на уровне местного самоуправления с элементами общественных альянсов и союзов в рамках самоуправленческой иерархии. Только так заработает механизм общественного контроля!
Муниципальная реформа (поправки) в России должна поставить глав администраций на то место, которое определено для них законом — на место назначаемых Думами и подотчетных Думам исполнительных органов. Это возможно лишь при изменении Уставов муниципальных образований, большинство из которых сегодня противоречит российскому законодательству о местном самоуправлении.
Для этого есть все законные основания. И Конституция России, и Закон “Об основных принципах местного самоуправления” представляет населению муниципальных образований право самостоятельно формировать структуру органов местного самоуправления. Европейская Хартия местного самоуправления, имеющая верховенство над остальными законами, прямо и недвусмысленно говорит: лишь местные представительные органы избираются населением.
Главы могут назначаться, а могут и не назначаться, как решат избранные населением депутаты местных Дум. В любом случае, быть или не быть главам, какими их правами наделять, в какой форме контролировать их деятельность — все это должны решать избранные народом депутаты. Так гласит закон!
Признавая необходимость осуществления контроля за деятельностью органов местного самоуправления, мы, однако, выступаем категорически против попыток прямого администрирования, желания руководителей ряда субъектов Федерации превратить органы местного самоуправления в составную часть своего административного аппарата. В случае возникновения конфликта между властями региона и местным
самоуправлением, решающее слово должно оставаться только за органами судебной власти. Право граждан на самоуправление, закрепленное в Конституции Российской Федерации, основные положения закона ”06 общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации”, по базовым параметрам соответствующего подписанной Россией Европейской Хартии о местном самоуправлении, должны неукоснительно соблюдаться.
На самом деле, здесь не изобретается ничего нового. Для России коллегиальные исполнительные органы являются традиционными. Скажем, в дореволюционной России управа- исполнительный орган местного самоуправления — избиралась Думой. После революции — Исполкомы, избиравшиеся Советами народных депутатов. Это — схемы управления, отточенные веками. Схемы, предотвращающие возможность “единоличного царства” исполнительных органов местного самоуправления.
Сегодняшняя задача ПВР в области муниципальной реформы — обеспечить правовую и политическую основу этой реформы.
Принципы местного самоуправления, которые мы отстаиваем.
Доминирующая в современных демократиях концепция местного самоуправления, нашедшая свое отражение в Европейской хартии о местном самоуправлении, предусматривает последовательную реализацию на практике трех основополагающих принципов: право на местное самоуправление, власти общей компетенции и принципа субсидарности.
Право на местное самоуправление находит свое выражение в законодательном закреплении данного положения в рамках конституционной системы.
Власть общей компетенции дает возможность органам местного самоуправления предпринимать любые действия в интересах своих сообществ, за исключением тех, которые отнесены федеральным законодательством к сфере ведения Федерации и ее субъектов.
Принцип субсидарности (достаточности) предусматривает обеспе¬чение такого положения, когда компетенция в той или иной сфере деятельности по возможности принадлежит наиболее низкому уровню управления, максимально приближенному к гражданам.
Ключевым для определения той роли, которую играет местное самоуправление в политической системе общества, в системе разделения властей, являются взаимоотношения с органами государственной власти.
В мире современной демократии, доминирующей в отношениях между государством и местным самоуправлением, становится модель относительной автономии. Ее базовые характеристики:
- максимальная независимость органов местного самоуправления при признании приоритетности общенациональных интересов, находящих свое отражение в деятельности государства;
- Функция активности людей на самом близком к их реальной жизни уровне власти. И наша задача — обеспечение максимально эффективных условий для проявления творческой активности людей в деле управления своими
- собственными делами на территории своего непосредственного проживания.