Несуразное нормотворчество
Социальные нормы потребления как новое чиновничье изобретение
Самое позднее 16 февраля в правительство РФ должен быть внесен доработанный проект постановления о введении социальной нормы потребления электрической энергии. Во всяком случае, такое поручение премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал не так давно Минстрою, Минэнерго, Минэкономразвития, Минфину, Минтруду, ФСТ и Минюсту с учетом прошедшего 30 января 2014 года совещания.
В соответствующем сообщении на сайте правительства, отмечает РИА Новости, Минстрою, Минэнерго, ФСТ и Минкомсвязи совместно с партией «Единая Россия», высшими должностными лицами субъектов Федерации и с участием средств массовой информации поручено обеспечить проведение масштабной разъяснительной работы по вопросу внедрения социальной нормы потребления электроэнергии во всех регионах страны. Однако пропаганда явно непопулярного решения скорее всего будет реализовываться нелегко. Ведь известно, что в общих чертах социальная норма предполагает более высокую плату за потребление энергии сверх нормы, которая будет устанавливаться дифференцированно для регионов и отдельных категорий граждан. По мысли чиновников, с июля текущего года планировалось распространить ее на всю страну. Пока что пилотные проекты с сентября прошлого года реализовывались в шести регионах. С точки зрения чиновников, эксперимент прошел успешно, поскольку в выделенные для потребления киловатты уложились от 70 до 90% потребителей.
Однако не так все просто. Зададимся принципиальным вопросом: а зачем в стране с рыночной экономикой нормированное потребление? Не проще ли было бы организовать конкуренцию генерирующих компаний, чтобы они боролись за потребителя и снижали издержки, а следовательно, и тарифы? Предложенный чиновниками путь предполагает замораживание сложившихся в энергетике монопольных отношений. Ведь потребитель не может отказаться от одного поставщика и свободно перейти к другому. Промышленность сама решает эту проблему за счет распределенной генерации. Но в российских условиях, созданных чрезмерной централизацией прошедшей исторической эпохи, перейти для частного энергопотребителя на децентрализованное энергоснабжение нелегко, и чаще всего ему это не по карману. Поэтому потребителю придется оставаться фактически на «голодном пайке», поскольку предлагаемые нормы в несколько раз ниже среднестатистических норм потребления в промышленно развитых странах Запада. Тут уже придется думать не о повышении уровня жизненного комфорта, а о выживании.
К тому же необходимо учитывать изношенность российских энергокоммуникаций, и прежде всего сетей теплоснабжения. Известно, что свыше половины сетей коммунального теплоснабжения требует замены, а 15% находятся в непригодном для эксплуатации состоянии. Массовые аварии на них вынуждают потребителей в холодные зимы обогреваться за счет электричества. А эти факты нормотворчество не учитывает. А ведь с 2000 года тарифы на электроэнергию и тепло выросли в стране более чем в 15 раз. Но этого чиновникам мало – они хотят теперь уже административным путем привязать потребителей к поставщику. Иначе никак не объяснишь предложение руководства ФСТ ввести абонентскую плату за потребленные киловатты. Другими словами, выделить в платежах населения за электроэнергию фиксированную ставку за доступ к энергетической инфраструктуре независимо от того, используется ли она или потребитель уехал в отпуск или командировку.
Таким образом, чиновники склонны закрывать глаза на очевидные прорехи российской энергетики, такие как недостаток и низкая эффективность инвестиций, необоснованные тарифы, растущие потери электроэнергии в сетях и неоптимальный режим работы электростанций. И латать их за счет потребителя.