Выпрямление прямой демократии
Территориальное общественное самоуправление активные граждане могли бы
Если расширению форм и методов прямой демократии препятствует пассивность граждан, то ее следует преодолеть увеличением возможностей тем, кто занимает активную жизненную позицию. Таков смысл предложения Самарской губернской Думы по поводу территориального общественного самоуправления. Ведь сейчас, чтобы организоваться в него и запустить какие-то проекты формата улицы, квартала или района, активистам необходимо завлечь на собрание целую треть жителей данной территории. Теперь им предлагается позволить просто собрать у людей необходимые для регистрации подписи.
Самарская губернская Дума обнаружила в законе об общих принципах организации местного самоуправления большое препятствие для развития прямой демократии. Оказывается, перед гражданскими активистами, которые хотят решать проблемы своих сообществ через организацию территориального общественного самоуправления (ТОСУ), лежит трудно преодолимое препятствие. А именно – достаточно жесткие условия, необходимые для регистрации органа ТОСУ. Например, требуется провести собрание жителей улицы, квартала, поселка, городка или района количеством не менее трети списочного состава граждан, достигших 16-летнего возраста. Понятное дело, что в одном подъезде, доме, даже на одной улице это сделать еще более или менее реально. Но вот если людям для прихода на собрание необходимо воспользоваться транспортом, то сбор такого их количества становится делом явно малоосуществимым.
Поэтому самарские законодатели предложили сделать теоретически позволенную законом прямую демократию еще более прямой. Активистам разрешается собрать на общий сход меньше одной трети, но не менее одной шестой. А вот остальных граждан «добрать» с помощью сбора их подписей за конкретных кандидатов на организационную конференцию органа ТОСУ. Регионалы утверждают, что хотя в конце 2011 года уже было сделано послабление – вместо половины списочного состава жителей была прописана нынешняя одна треть, – данная норма все равно препятствует активным гражданам преодолеть общую пассивность населения. В пояснительной записке к своему законопроекту они прямо ссылаются на полдесятка регионов, где с такой проблемой общественные инициативы сталкиваются постоянно. И указывают, что замена «живых» граждан на собранные в установленном порядке их подписи уже разрешена законом о товариществах собственников жилья. Им, кстати, непонятно, почему же частный случай гражданского активизма вполне допустим, а общий принцип такого позволения не дает.
Напомним, что в прошлогоднем Послании президента Федеральному собранию перед властями страны была поставлена задача развития и укрепления местного самоуправления. При этом вроде как всем известно, что оно в России организовано по двухуровневой системе. Первый – это собственно поселения, то есть деревни, села, поселки, небольшие городки. Второй уровень – это более или менее крупные города, в том числе и административные центры субъектов РФ, и муниципальные районы. На втором муниципальном уровне, кстати, допустимы даже выборы по партийным спискам. Однако о так называемом территориальном общественном самоуправлении почти никому не известно. Да и в базовом законе о муниципиях ему посвящена всего-то одна статья.
Тем не менее она разрешает гражданам объединяться в структуры, совершенно не причастные ни к одному из уровней власти, и брать на себя ответственность за благо и переустройство своей жизни.