Разработчики закона о реформе местного самоуправления переложили на губернаторов ответственность за ее результат
Почти 80% россиян выступают за прямые выборы мэров крупных городов, говорится в исследовании Левада-Центра. Общественное недовольство, похоже, будет лишь частично учтено в поправках к закону о реформе местного самоуправления (МСУ), второе чтение которого пройдет завтра в Госдуме. Возможность отмены прямых выборов мэров и городских депутатов допускается, но ответственность за это ляжет на региональные заксобрания и губернаторов. Эксперты подчеркивают, что закон подогреет конфликты внутри региональных элит, а значит, усилит влияние федерального Центра.
Ко второму чтению закон решили полностью перекроить в том числе в связи с недовольством региональных элит, рассказал собеседник «НГ», близкий к разработчикам документа.
Теперь отмена прямых выборов мэров и депутатов гордум будет допускаться только в случае одобрения этой инициативы Заксобранием региона. А поскольку в большинстве случаев парламенты субъектов РФ подконтрольны губернаторам, то именно за ними, похоже, и останется последнее слово. Впрочем, им предстоит учитывать и общественное мнение, которое сейчас по-настоящему однозначно – люди сами хотят избирать мэров крупных городов. По свежим данным Левада-Центра, за прямые выборы выступают 77% россиян, лишь 8% считают, что мэры должны избираться представителями заксобраний, около 9% не исключают, что градоначальников могли бы назначать и сами губернаторы.
Поскольку отмену прямых выборов мэров лоббировали губернаторы некоторых регионов с высоким протестным потенциалом (см. «НГ» от 15.04.14), осуществление реформы вразрез с мнением населения может еще и подогреть конфликт в региональных элитах. Еще больше этому будет способствовать отсутствие финансовых полномочий МСУ. Недаром отдельные разработчики законопроекта прямо выступали за проведение с муниципалами разговора о возможном перераспределении денежных потоков на местный уровень в обмен на отказ от политической самостоятельности.
Пока, впрочем, финансовые аспекты реформы МСУ вообще не проработаны, но благодаря новым поправкам с муниципального уровня можно будет забрать почти все полномочия, включая ЖКХ, благоустройство, поддержку малого и среднего бизнеса, контроль над застройкой и землепользованием, сбором и утилизацией отходов (что напрямую затрагивает так называемый мусорный бизнес). Поскольку в большинстве регионов данные сферы, являющиеся источником доходов, давно заняты местными элитами, изменения в законе смогут стать действенным средством для давления на них или даже для перераспределения влияния в пользу тех группировок, которые близки к губернаторам.
Появляются и другие способы влияния на неугодных муниципалов, а также для создания препятствий избранию ненужных лиц в органы МСУ. Благодаря появлению нового вида муниципалитетов – городских округов с районным делением – у региональных властей появится универсальная возможность проводить досрочные перевыборы мэров и гордум. А в городах с неблагонадежной, с точки зрения власти, политической обстановкой заблаговременно менять их структуру, отменяя прямые выборы мэров и депутатов. С принятием таких поправок ненадежным становится положение мэра Новосибирска Анатолия Локтя (КПРФ) и главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана («Гражданская платформа»). А, например, в Астрахани можно будет обуздать слишком самостоятельный городской парламент, выступивший против реформы МСУ. Не столь однозначна ситуация и в Ярославле, где изменение структуры власти может оказаться не на руку единороссам, контролирующим город через гордуму после смещения мэра Евгения Урлашова.
«Закон не дал ответов на сложные вопросы с местной экономикой и финансами, из-за которых изначально и затевалась реформа и о которых сказано в Послании президента, – сказал «НГ» гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов. – В соответствии с поправками субъекты смогут дополнять или, наоборот, сокращать полномочия МСУ. С одной стороны, этим воспользуются регионы, ориентированные на развитие, чтобы усилить успешные муниципалитеты. С другой стороны, руководители субъектов, предпочитающие командный стиль, могут изъять у муниципалов ключевые полномочия, а с ними – и финансы и превратить МСУ в продолжение региональной бюрократии. Риск этого особенно силен в субъектах РФ с высоким уровнем закредитованности. Поэтому необходим гарантированный федеральным законом более широкий перечень полномочий МСУ. А также реформа бюджетной модели, усиливающая финансово-экономическую автономию муниципалитетов и позволяющая им самостоятельно планировать свое развитие».
«Законопроект стал более компромиссным по сравнению с первоначальным, но смысл его принятия практически утрачен, – отметил в беседе с «НГ» вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. По его словам, реализация реформы может привести к дележу полномочий и конфликту между губернаторами и региональными элитами. «Закон создает почву для конфликтов в тех регионах, где относительно автономная муниципальная власть и слабые позиции губернатора», – говорит Туровский. Кроме того, напряжение возникает в городах, где элиты выступают против внедрения районного деления и переформатирования городской власти, – например, в Екатеринбурге. Похожая ситуация, по его оценке, может сложиться и в Новосибирске.