Образ свояченицы Николая II предлагают использовать для пропаганды патриотизма
В московском храме Христа Спасителя прошел церковный форум, посвященный 150-летию со дня рождения святой великой княгини Елисаветы Федоровны Романовой, в котором приняли участие как руководители Синодальных отделов и Патриарших комиссий РПЦ, так и настоятели столичных и провинциальных монастырей, представители приходов и благотворительных организаций. Выступавшие предприняли попытку ответить на вопрос – какие формы приняло почитание страстотерпицы в современной России.
Елисавета Федоровна, внучка британской королевы и сестра российской императрицы, на рубеже XIX и XX веков была первой дамой в московском свете. После убийства в 1905 году ее супруга – губернатора Первопрестольной великого князя Сергия Александровича Елисавета изменила свою жизнь, сосредоточившись на благотворительности. В 1910 году свояченица императора постриглась в монахини. После прихода к власти большевиков она, наряду со многими членами дома Романовых, была расстреляна новыми властями в Алапаевске.
К настоящему времени в России насчитывается не менее десятка приходов, церквей и монастырей, носящих имя Елисаветы Федоровны. В значительной части из них осуществляется благотворительная деятельность, образец для которой дала сама святая. Вместе с тем в рассказах представителей этих общин крайне редко упоминались чудеса, связанные со страстотерпицей. Складывалось впечатление, что Елисавета воспринимается в современной России более как мирянка, чем образец для монашествующих.
Многие присутствовавшие клирики действительно затруднились определить, в чем заключается их личное отношение к памяти святой. Это касалось и тех, кто возглавляет приходы ее имени. Образ Елисаветы терялся за рассказами о хозяйственной деятельности, благотворительных проектах и новинке одесситов – карте на скидки с изображением великой княгини.
Слушая докладчиков, можно было сделать вывод, что образ Елисаветы Федоровны воспринимают в России как выражение послушания – в том числе и своей судьбе. Архимандрит Сретенского монастыря Тихон (Шевкунов) назвал Елисавету святой, сохранившей веру в укор всем, кто жалуется на ее «выгорание». Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин наметил политическую линию использования образа, назвав святую символом российского патриотизма. По его словам, уважение к новой родине стало для иностранной принцессы жизненным принципом, возведенным до уровня христианского подвига. «А современные люди, особенно молодые, называют Россию «этой страной» и призывают «валить» из нее при малейших затруднениях», – негодовал Чаплин.
Со мнением коллеги согласился председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий Смирнов, подчеркнувший, что «святая Елисавета, как писатель Владимир Даль, не имела ни капли русской крови». В описании протоиерея Смирнова, возглавляющего сестринство имени мученицы, ее добродетелью был отказ от того, чтобы цепляться не только за преуспеяние, но и за саму жизнь. Клирик неожиданно заметил, что в будущем возглавляемое им сестринство, вполне вероятно, ждет угасание по причине кадрового голода. Связав это с судьбой Елисаветы, Смирнов сделал вывод, что христианские общины не держатся за выживание «любой ценой».
Оттенок фатализма, похоже, придаваемый в современном православии образу Елисаветы, в полной мере подтвердила сотрудница благотворительной организации, работающая в хосписе. По ее словам, родственница последнего российского императора выступала за честность в отношении больных, примеру чего необходимо следовать и в наши дни. «Мы не можем ничего поделать с их долей, зато в силах помочь перейти им в иной мир по-христиански», – процитировала благотворительница святую, призывавшую говорить умирающим правду об их диагнозе. Выходило, что для Елисаветы жизнь христианина прежде всего была исполнена трезвого понимания своего долга. Интерес собравшихся вызвал рассказ настоятельницы женского монастыря во имя святой мученицы Елисаветы в Алапаевске Олимпиады (Тетеркиной) о том, что шахта, в которую сбросили тела членов дома Романовых, в настоящее время закопана и на ее месте строится мужской монастырь. Игуменья, посетовав на скудность монастырских средств, тем не менее пригласила всех собравшихся в гости на Урал.
Конференция, в ходе которой практически не задавалось вопросов, ответила на главный из них – о состоянии почитания святой Елисаветы – отрицательно. В Белом зале храма Христа Спасителя посреди множества икон места для образа страстотерпицы не нашлось. С точки зрения устроителей, уместнее оказался не церковный лик, а обычная черно-белая фотография.