Нынешние преобразования местного самоуправления можно сравнить с контрреформой Александра III
В 2014 г. исполнилось 150 лет земской реформе Александра II. Царь-реформатор передал избранным от сословий представителям права решать ключевые проблемы повседневной жизни. Уездные и губернские земства, учрежденные на части территории империи, получили полномочия открывать новые школы, больницы, заниматься благоустройством территории, ремонтировать старые и строить новые дороги, развивать сельское хозяйство.
На днях Владимир Путин сравнил нынешнее положение местного самоуправления (МСУ) с кануном земской реформы. «Сегодня, так же как и в 1864 г., когда была проведена знаменитая земская реформа, преобразования на местном уровне власти давно назрели», — заявил он в понедельник. Вероятнее всего президент имел в виду подписанные на днях поправки в закон о местном самоуправлении. Нововведения не отменяют прямые выборы мэров и депутатов городских собраний в крупных городах, но расширяют возможность заменять их многоступенчатым отбором с использованием административных фильтров. Регионы смогут сами определять порядок выборов и назначения сити-менеджеров. А значит, губернаторы получат дополнительные рычаги давления на местные власти. Спустя полтора века нынешние земства — районные, сельские и городские власти — не являются полноценными, финансово независимыми органами местного самоуправления.
Более точным будет сравнение нынешней реформы с преобразованиями Александра III. Реакционная часть бюрократии была недовольна итогами реформ Александра II и слабостью инструментов влияния на земства. Министр внутренних дел Дмитрий Толстой предлагал включить земства в «систему государственных установлений», что частично было реализовано. Принятое при Александре III Положение о земствах (от 12 июня 1890 г.) повысило имущественный ценз для выборщиков и кандидатов. Доля дворян, считавшихся опорой режима, в уездных собраниях выросла с 42,4% в 1886 г. до 55,2% в 1890 г., доля крестьян и других сословий снизилась с 58 до 45%. Историк Лариса Захарова отмечала в книге «Александр II и отмена крепостного права в России», что влияние контрреформы было ослаблено поступательным развитием страны и ростом экономики, требовавшим оперативного принятия решений на местах. В нынешней России, где государство активно вмешивается в экономику, а экономика не растет, влияние контрреформы может оказаться серьезным.
vedomosti.ru