Крымский прецедент клерикализации России
Религиозные преференции как элемент соперничества государственных моделей
«Если завтра в Киеве скажут, что эта страна включает в Конституцию христианство как основу общественного устройства и христианские ценности как основные, для меня эта страна станет важнее, чем Россия» – такое заявление, как передает Интерфакс, сделал на круглом столе, посвященном пропаганде патриотизма, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Заявление удивительное! Нечто подобное озвучивается, например, духовными лицами Украины, противопоставляющими ее религиозные свободы российским реалиям – как элемент пропаганды на фоне событий в Донбассе. «У нас не было мусульманских погромов, как в Москве, и убийств шейхов, муфтиев и имамов, – агитировал 4 июня российских мусульман в пользу Незалежной председатель Духовного управления мусульман Украины «Умма» муфтий Саид Исмагилов. – Никаких этнических чисток, никаких беженцев, никаких зачисток. Мы строили мечети либо открывали молельные дома практически в любом населенном пункте, и ни разу нам их не сносили… У нас нет списков запрещенной мусульманской литературы… Нам не запрещали Коран и его переводы. Мы печатали наши мусульманские газеты без цензуры и публиковали в них все, что думали». В аналогичном ключе комментировалось перед этим украинскими СМИ и принятие 11 апреля новой Конституции Республики Крым – все, крымчане, с приведением законодательства полуострова в соответствие с российским больше вам не видать выходных дней на Пасху и Троицу, как давно практикуется в Украине.
Именно в контексте событий в Крыму и получает объяснение заявление протоиерея Чаплина. Оно прозвучало 23 июня – в тот самый день, когда Государственный совет Республики Крым рассмотрел и принял в первом чтении законопроект об учреждении новых нерабочих праздничных дней, среди которых два вышеупомянутых православных праздника и два мусульманских – Ураза-байрам и Курбан-байрам. Демарш главы Синодального отдела можно расценивать как публичную декларацию РПЦ по этому вопросу – и в поддержку крымского законопроекта, и, что не исключено, расширения подобного опыта на всю Россию. Мол, как же иначе нам объяснять верующим правоту нашей страны в противостоянии с киевским режимом, если он в каких-то моментах более подчеркивает уважение к православию, нежели российский? Тем более что в традиционно мусульманских регионах Северного Кавказа и Поволжья праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам не первый год объявляются республиканскими властями выходными – а протоиерей Чаплин ранее ссылался на их опыт в плане введения в официальную сферу религиозной составляющей, предлагая распространить подобный на преимущественно русские по населению регионы России (см., например, «НГ-религии» от 17.11.10).
Признание церковных праздников выходными уже кое-где практикуется в регионах – например, в Саратовской области 22 марта 2012 года был принят закон «Об объявлении нерабочим праздничным днем на территории Саратовской области Радоницы – дня особого поминовения усопших». Как прямо заявлено в его тексте, девятый день после Пасхи делается выходным «в целях содействия сохранению традиций духовной культуры граждан». Церковные даты используются для введения государственных праздников – как День народного единства, приуроченный к празднику Казанской иконы Богоматери, и День семьи, любви и верности, отмечаемый с 2008 года в годовщину памяти святых Петра и Февронии Муромских. Но выходные в дни главных церковных праздников, посвященные именно таковым, – дело совсем иное, тем более что Крым сейчас – некая витрина для Украины и прочего внешнего мира, призванная показать плюсы российской модели государственности. И опыт полуострова, как понимают в Церкви, вполне может быть расширен и на прочую территорию Российской Федерации.