Правительство Крыма направило на имя председателя Госдумы Сергея Нарышкина список вопросов, нуждающихся в регулировании на федеральном уровне. Ранее глава Крыма Сергей Аксенов просил продлить переходный период до 2016 г., но Москва отказала и, по словам источника «Ведомостей» в Госдуме, предложила вместо этого сформулировать конкретные предложения об изменении федеральных законов. В итоге Нарышкину отправили список из 16 предложений — от продления сроков перерегистрации юрлиц до сохранения льготных условий для поступления крымчан в российские вузы.
Ранее крымские власти пытались вносить в Думу собственные законопроекты, ни один из которых пока одобрен не был. Вчера конституционный комитет рекомендовал принять в первом чтении внесенный еще летом законопроект о муниципальной и государственной службе: его рассмотрение несколько раз переносилось, пока в ноябре на одном из заседаний комитета не появился представитель крымского правительства, которого попросили доработать проект вместе с комитетом. Поправки потребовались в связи с тем, что у большинства жителей Крыма есть украинское гражданство и вклады в украинских банках, что по российским законам не позволяет им устраиваться на госслужбу. «Текст был доработан так, чтобы вклады в переходный период не препятствовали трудоустройству, а от гражданства можно было бы отказаться путем сдачи паспорта в ФМС», — пояснил «Ведомостям» зампред комитета крымского парламента по законодательству Сергей Трофимов.
Еще один законопроект — о некоторых особенностях производства алкоголя на полуострове — был вчера рекомендован к принятию комитетом по экономполитике. «До этого момента все инициативы в комитетах «висели», — признается источник в комитете. Главная проблема, по словам собеседника в комитете по уголовному законодательству, состоит в том, что все крымские инициативы вносились без согласования: «Они вносили законопроекты, ни с кем не советуясь, не понимая, что нужно пройти процедуру согласования». Крымские законопроекты имеют двойную процедуру согласования и политическую подоплеку с точки зрения процедуры принятия, поясняет источник в конституционном комитете, где лежит несколько крымских инициатив, включая нашумевший проект об «индульгенции» для бойцов местной самообороны, который, по словам источников в комитете, едва ли будет принят. «Мы попали в правовой вакуум и нарабатывали законодательное поле: только начали создаваться структуры, до этого не было возможности полноценно заниматься перерегистрацией, но сейчас есть определенный прорыв. У нас же не было практики законодательных инициатив, но сейчас мы вроде бы нашли контакт и понимание», — оправдывается Трофимов.
Из 16 направленных в Думу крымскими властями предложений будет принято не более пяти, знает другой думский собеседник: «Возможно продление сроков по регистрации имущества, регулированию рынков, так как в украинском законодательстве они никак не регламентировались, введение моратория на взыскание с физических и юридических лиц финансовых обязательств перед кредитными организациями Украины. Но вот сохранение льгот для поступления в учебные заведения до 2020 г. едва ли осуществимо». До этого крымчане с упорством, достойным лучшего применения, бились лбом в закрытую дверь, отмечает источник, показывая неумение обращаться с законом. «Крым в Госдуме по политической части курирует Виктор Пинский, по экономической — Глеб Хор (оба — “Единая Россия”). Возможно, сейчас будет использован быстрый механизм внесения некоторых крымских инициатив с их помощью для ускорения процесса», — полагает источник «Ведомостей» в правительстве полуострова.
«Мы работаем в постоянном взаимодействии с коллегами из Крыма. Они были избраны и сформировали свои комитеты и комиссии в единый день голосования, поэтому идет нормальная плотная работа», — сказал «Ведомостям» председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин («Единая Россия»). Он также напомнил, что недавно депутаты Госдумы выезжали в Крым для обсуждения рабочих моментов и норм законодательства. «Притирка в законодательном процессе имеет большое значение, тут надо отрабатывать механизм действий. Крымские законопроекты в приоритетном положении, поэтому законотворческий процесс сейчас должен пойти в нормальном порядке», — говорит член конституционного комитета Вадим Соловьев (КПРФ).
«Крымчане не привыкли жить в вертикальном государстве, они думали, что они субъекты законодательной инициативы. В Думе считают, что такого не бывает — посылать инициативы, не согласовывая их», — говорит политолог Дмитрий Орешкин. Это технологическая проблема и два разных стиля понимания политики: крымчане дышали украинским воздухом, но у нас есть законодательная инициатива, а есть реальная жизнь, в которой этой инициативой ты можешь пользоваться только с одобрения вышестоящих лиц, заключает эксперт.