В период становления рыночной экономики в России социальная сфера (трудовые отношения) является одной из наиболее проблемных, требующих конкретных реформ и научного анализа.
В треугольнике «бизнес-правительство-профсоюзы» должен быть усилен контроль со стороны профсоюзов. «Дикий» капитализм сам по себе, не может измениться. Это возможно только, если будут включены другие силы, которые его уравновешивают, направляют и лимитируют. Если отдать все на откуп капитализму, то все будет рассматриваться по чисто экономической схеме: люди только для эксплуатации, окружающая среда — только для использования. Экономика должна перестать быть самоцелью или средством достижения власти, а должна рассматриваться в контексте культуры и экологии.
Таким образом, социальная ответственность бизнеса — это основа серьезного диалога бизнеса с государством, с потребителем, с обществом в целом. Социальная ответственность призвана предотвратить возможные и снять назревающие противоречия, как во внутренней, так и во внешней среде организации.
Совершенно очевидно, что потребность в консолидации бизнеса и государства, бизнеса и общества, и даже бизнеса и бизнеса на общих принципах «социальной ответственности» давно назрела. И потому тема социальной ответственности бизнеса, находясь на стыке огромного числа проблем, могла бы стать объединяющей идеей, способствующей социальной мобилизации, когда все слои общества, задействованные в процессе трудовых отношений, объединяются во имя достижения поставленных целей. Очевидно также, что этот процесс потребует серьезного переосмысления роли государства в экономике, изменения взаимоотношений бизнеса и власти, бизнеса и профсоюзов. Не менее важными задачами являются проблемы формирования соответствующего менталитета, трудовой и корпоративной этики. Нужно создание новой атмосферы вокруг бизнесмена, формирование сетей, стратегических альянсов с представителями гражданского общества/профссоюзами, учебными и научными организациями.
Спектр проблем, рассматриваемых в рамках темы «социальная ответственность бизнеса и социальный диалог», весьма широк и мало проработан.
Тем не менее, полноправное вхождение России в международное деловое сообщество все настоятельнее требует от российских предпринимателей соблюдения цивилизованных норм ведения бизнеса. Как уже отмечалось, мировое сообщество все больше внимания уделяет вопросам корпоративной ответственности и корпоративного гражданства.
Особое место тут, по-видимому, должно быть предоставлено стратегическому планированию, способному обеспечить согласованную целенаправленность функционирования всех звеньев хозяйственной системы общества. В связи с этим, в системе управления, как в теоретическом, так и в практическом плане заметны три новые тенденции.
Профсоюзы пока не могут сегодня совместно с бизнесом выработать ни концепцию социальной ответственности, ни программу сотрудничества. Получается ситуация как на стройке – два инженера строят один объект, используя разные стандарты и материалы. В результате, страдает проект и сама архитектурная идея. Поэтому сегодня в России должна быть поднята серьезная дискуссия о роли, задачах и ответственности участников переговорного процесса /Правительство РФ, МОТ, ФНПР, КСОРР /. В этой дискуссии должны принять участие и другие институты гражданского общества. Необходимо реформировать профсоюзное движение, чтобы цивилизованное гражданское общество не хромало на одну ногу. Сегодня ФНПР и работодатели не эффективно используют в своих интересах мнение и авторитет МОТ, его практические рекомендации. В принципе, профсоюзные лидеры ФНПР, правительство и работодатели заняли выжидательную позицию, подчас имитируя переговорный процесс, что не способствует формированию основ социального диалога.
Вместе с тем стоит отметить, что сегодняшние попытки многих экспертов обозначить конструктивные приоритеты социально-экономического развития через призму либерально-консервативной идеологии становятся мене актуальными для России, но либералы и физиократы – представители свободной торговли – продолжают настаивать на невмешательстве государства в экономические процессы*. Но реальная экономическая ситуация на этапе переходного периода в России наглядно доказывает, что либеральная политика свободного рынка встречает активный отпор со стороны общества. Государство и общество достаточно болезненно переживало становление основ рыночной экономики, когда российский бизнеспошел «по пути всеобщего пожирания, где человек человеку враг, где каждый рядовой грязной битвы за сытость сражается в одиночку, поминутно оглядываясь в опасении, чтоб тот, кто стоит рядом, не схватил за горло…. Личные мелкие задачи каждого «я» заслоняют сознание общей опасности».
В истории России это был самый деструктивный и бесперспективный этап развития рыночных отношений, когда бизнес утратил основную цель своей миссии, утратил осознание «общей опасности».
На наш взгляд, такая позиция многих предпринимателей отбросила процесс развития трудовых отношений в России далеко назад во времена варварского капитализма, пропагандирующего в обществе ненависть и отвращение к частной собственности, и злобу против предпринимателей. И сегодня политика «эксплуататорского капитализма» нанесла и наносит серьезный урон всему бизнес сообществу, его позитивному имиджу, а в периоды кризисов вообще способна лишить его политических перспектив. Надо отметить, то в России бизнес по-прежнему продолжает действовать исходя из эгоистических принципов, пользуясь неразвитостью институтов гражданского общества.
В связи с этим стоит отметить, что в России стратегическим направлением в процессе утверждения основ капиталистического хозяйства должны быть внедрены программы по аттестации рабочих мест на предмет их соответствия требованиям трудовой гигиены и безопасности. Российское бизнес сообщество должно находить адекватные формы по урегулированию накопившихся проблем в области достойного труда. Чем настойчивее потребители, инвесторы и государство станут требовать от компаний соблюдения моральных принципов, чем больше они будут подкреплять свои требования инвестированием и покупками, тем скорее компании будут вынуждены ответить на эти требования этическим поведением, точно так же, как они отвечают на другие требования, влияющие на их способность преуспевать в бизнесе.
-
Архивы
- Август 2022
- Июль 2022
- Июль 2021
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Июнь 2013