Экологическая политика партии Возрождения России

Одним из фундаментальных приоритетов идеологии Политической партии «Партия Возрождения России» (далее Партия) является благополучие и здоровье нынешнего и будущих поколений. И сегодня, и завтра эта цель может быть достигнута только при одном условии. Государство должно обеспечить приемлемые и экологически благоприятные условия жизни своим гражданам. Что означает снижение экологических рисков как в местах постоянного проживания, так и на участках трудовой деятельности. Любая экономическая концепция сегодня должна обладать экологическим обоснованием.

Экологическая ситуация в наиболее населенных и промышленно-развитых мегаполисах страны вызывает серьезные опасения. В силу значительного загрязнения атмосферного воздуха, снижает качества воды большинства водных объектов, увеличения масштабов эрозии и утраты плодородия почв, возрастающей антропогенной нагрузки на все категории лесов – происходит опасное для будущего нашей страны уменьшения биоразнообразия. На значительной части территории естественных ареалов сокращается численность и исчезают целые популяции редких видов, беднеют ландшафты, утрачивая свою культурную, историческую и эстетическую ценность.

В результате неадекватных противопожарных мер лесные пожары остаются главным фактором, снижающим эколого-ресурный потенциал лесов России. Большие проблемы есть в области организации работ по ликвидации накопленных опасных видов вооружений (химического и ядерного), переработки бытовых и промышленных отходов. Чрезвычайно остро стоит вопрос о попытках ввоза в страну опасных отходов, непригодных для употребления продуктов питания и товаров, а также переноса экологически грязных и опасных технологий, якобы для создания новых хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Сегодня незаслуженно забыты и проигнорированы интересы особо охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, являющиеся, по своей сути, национальным достоянием России, отодвинуты на второй план. Тем не менее, эта отрасль, как показало время, выживает, и выживает потому, что она востребована народом в его стремлении к сохранению естественной природы.

Сегодня можно констатировать факт, что предпринимаемые на федеральном и региональном уровне и усилия оказываются явно недостаточными для необходимого улучшения состояния природы России и обеспечения экологической безопасности населения страны.

Необходима скорейшая доработка и принятие Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, включающей в себя как Концепцию долгосрочной национальной экологической политики России, так и приоритетные механизмы ее реализации.

Мы считаем, что важнейшими направлениями экологической политики России и Национального плана действий по охране окружающей среды Российской Федерации являются:

  • Обеспечение неистощительности природопользования и повышение ценности природных ресурсов;
  • Обеспечение приоритета охраны здоровья настоящего и будущего поколений россиян; поддержание здоровой среды как условия обеспечения здоровья настоящего и будущих поколений;
  • Обеспечение приоритета вопросов охраны окружающей среды и экологической безопасности России при принятии решений в области внутренней и внешней политики;
  • Предотвращение увеличения нагрузки хозяйственной и иной деятельности на природу при переходе к экономическому росту;
  • Совершенствование федерального и регионального природоохранительного законодательства и создание системы экологического нормирования;
  • Установление и законодательное закрепление режима ответственности компетентных федеральных и региональных органов государственного управления за состояние окружающей среды и ее компонентов, используемых в качестве природных ресурсов;
  • Повышение эффективности сочетания мер государственного управления и экономического регулирования в сфере управления качеством окружающей среды;
  • Вовлечение всех секторов общества в решение проблем охраны окружающей среды, в том числе, путем более широкого использования потенциала неправительственных организаций и прямого участия граждан в решении проблем охраны среды;
  • Совершенствование системы учета и методов экономической, экологической и социальной оценки природных ресурсов ( в направлении обеспечения их все возрастающей ценности), экономических механизмов природопользования ( в том числе рентной системы платежей), системы платежей за вредные сбросы и выбросы, размещения отходов и других видов вредного воздействия на окружающую природную среду (адекватных ущербу, нанесенному окружающей среде); введение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологий;
  • Развитие рынка работ и услуг в области охраны окружающей среды и организации экологически безопасной хозяйственной деятельности, введение концепции «жизненного цикла» в производство любой продукции;
  • Развитие и совершенствование систем государственного мониторинга состояния окружающей природной среды и ее компонентов ( в том числе природных ресурсов) в рамках единой государственной системы экологического мониторинга;
  • Развитие совершенствование системы государственного экологического контроля, укрепления законности и правопорядка в этой области (включая усиление контроля за использованием компонентов окружающей среды в качестве природных ресурсов) и финансовое обеспечение деятельности специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды;
  • Обеспечение лицензирования всех экологически опасных видов деятельности;
  • Повышение качества и эффективности государственной экологической экспертизы;
  • Совершенствование систем оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, активное вовлечение общественности в эту работу;
  • Развитие системы экологической сертификации и экологического аудирования и страхования; последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции, ведущих к снижению негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду;
  • Возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями;
  • Учет состояния здоровья населения в качестве определяющего критерия для оценки экологического благополучия территорий; разработка методов оценки здоровья среды как показателя эффективности экологической политики, развитие концепции здоровья среды как предпосылки создания здорового общества;
  • Обеспечение проведения научных исследований по приоритетным направлениям в области охраны среды, развитие новых технологий, стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологи, увеличение доли использования вторичных ресурсов;
  • Распространение достоверной, оперативной и полной информации о состоянии и охране окружающей среды, в том числе посредством государственной поддержки издания учебной и просветительной природоохранной литературы, освещение экологической проблематики в средствах массовой информации;
  • Совершенствование механизмов обеспечения и защиты конституционных экологических прав граждан, в том числе доступа к правосудию, и улучшение правоприменительной практики в области охраны экологических прав граждан судами всех уровней;
  • Поддержка общественных организаций и инициатив в области охраны природы, более широкое привлечение неправительственных организаций на партнерских началах к осуществлению контроля, экспертизы и мониторинга в области охраны окружающей среды; привлечение правозащитного движения для реализации экологических прав граждан.