Судьба любой законодательной инициативы решается в Государственной Думе и больше нигде, тем более если прошло первое чтение закона. Я помню, как во второй и третьей Думе мы собирали внеочередные заседания для рассмотрения «пыльных» законодательных инициатив. Раз проект закона прошел регистрацию, а тем более направлен Советом Думы в профильный комитет, он не может быть просто забыт в архиве. Его нужно обязательно, если не отозван авторами, рассматривать на заседании Палаты. По 15-20 законопроектов, с трех – пятилетней выдержкой докладывались председателями профильных комитетов. Заключение одно – отклонить. Но голосование обязательное. Так расчищались «завалы».
Сейчас в поле общественного внимания попал проект Конституционного закона прошедший первое чтение в сентябре 1999 года о парламентском расследовании. Предложено расширить полномочия нижней палаты изложенные в 103 статье Конституции. Т.е. дать право Государственной Думе проводить парламентские расследования.
Казалось бы, Дума может создать любую межфракционную комиссию своим решением и исследовать интересующий ее вопрос. На моей памяти таких комиссий создавалось десятки, особенно во время военных действий в Чечне, в период подготовки к голосованию по импичменту Президенту Б.Ельцину. КПД таких комиссий был чрезвычайно низким, приглашенные на заседание комиссий не являлись. Повлиять на их явку никто не мог, т.к. статус комиссий не узаконен.
По опыту американского парламента депутаты фракции КПРФ и «Яблока» предложили конституционно закрепить возможность проведения парламентских расследований с обязательной явкой на комиссию приглашаемых лиц и предоставлением запрашиваемых документов.
На мой взгляд, данный законопроект своей актуальности не потерял и если мы всерьез намерены бороться с коррупцией на всех фронтах его нужно обязательно принимать.
Председатель партии «Возрождения России»,
Сопредседатель Движения «РОССИЯ»
Геннадий Селезнев